Студопедия — Мифология и искусство Шумера
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология и искусство Шумера






конечном счете, несмотря на физическую победу, воспринимают ее и подчиняются ей. Культура Вавилона не только устояла перед этими хищниками в человеческом облике, ставшими олицетворе­нием злодейства, но победила их. «Историческая миссия ассирий­ских дарей выражалась в распространении по всем странам, при­легающим к бассейну Евфрата и Тигра, завоеваний халдейской ци­вилизации. А для исполнения этой своей миссии в эту эпоху у них не было никаких других средств, кроме абсолютного деспотизма, кроме угнетения, доведенного до крайности», — великодушно оп­равдывает извергов Л. И. Мечников'.

С Сарданапала и до него, с самого начала цивилизации человек оказался по колено в крови, сопровождавшей его на всем пути. Можно сказать, что культура прорывается к небу и, увы, все время оступается и скатывается в кровавый поток. Как только какая-ли­бо отрасль культуры становится господствующей, так она начинает активно уничтожать соперников. Термин для обозначения этого феномена — подмена, и его объяснение дано ниже.

В конце VII в. до н. э. вавилоняне наносят Ассирии поражение, после которого Нововавилонское царство существует до захвата его Персией в 539 г. до н. э*.

О • Мифология и искусство Шумера

Мифологию Ближнего Востока делят обычно на три группы: мифология Шумера и Аккада, хеттская и ханаанская. Говоря о раз­личиях между мифологией первобытных народов и развитой ми­фологией Ближнего Востока, следует отметить, что за последней чувствуются серьезные теологические и космогонические раз­мышления, которые остаются на заднем плане, постепенно накап­ливаясь, чтобы в свое время и в своем месте прорвать мифологиче­скую оболочку.

Наиболее важным божеством шумерского пантеона был отец богов, «царь неба и земли» Энлиль. Он отделил небо от земли, про­извел на свет «все полезное», изобрел для возделывания земли мо­тыгу, сотворил все деревья и злаки, установил изобилие и процве­тание, т. е. имел все черты культурного героя, который знаком по мифам первобытных народов. Энлиль способен принимать облик

Мечников Л.И. Указ. соч. С. 403.


Культурология в вопросах и ответах

других богов — пример божественных метаморфоз, наводящий на мысль, что египетская неоднозначность богов может иметь такую же причину. Недаром немецкий философ Эрнст Кассирер в качест­ве характерной черты мифологического мира предлагает закон ме­таморфоз, в соответствии с которым внезапная метаморфоза мо­жет превратить каждую вещь в любую другую. Метаморфозы рас­сматриваются Д. Вико как способ различения формы и субъекта на пути овладения абстрагированием формы и свойств от субъекта, т. е. как mar рационализации.

Культурным героем был и бог воды Энки, который занимался творчеством в своей сфере, создавая дождь, болота и тростниковые заросли и наделяя их рыбой. Он же составляет божественные зако­ны, управляющие Вселенной, и следит за их действием.

Соотношение между шумерскими богами, как и между египет­скими, не очень понятно, но постепенно в Вавилоне оно проясня­ется. Трансформация культуры дает возможность проследить ее рационализацию.

В Шумере было развито представление о рае как божественном саде, которое затем перешло к вавилонянам и в Библию (это же от­носится к древу познания добра и зла, сотворению Евы из ребра Адама, всемирному потопу и др.). Прототипом рая (эдема), возмож­но, послужил остров Бахрейн. Миф о потопе возник после действи­тельного наводнения в Южной Месопотамии в III тыс. до н. э.

Как в египетской мифологии главным остается мотив жертвы Осириса, он же основной у шумеров. Он изложен в тексте «С Вели­ких небес к Великим недрам». Тут еще не ясно, почему богиня пло­дородия Инанна должна спуститься в подземный мир, чтобы вос­курить погребальные травы супругу ее сестры Эрешкигаль, хозяйке подземного царства, «взгляд которой смерть». Если судить по ана­логии с египетским мифом, речь идет об одной из основных струк­тур мифологического мышления, которая имеет параллели в сель­скохозяйственном производстве. Для всех сельскохозяйственных культур характерно представление об умирающем и воскресающем боге. Покинуть «страну без возврата» можно, но

Кто из спускавшихся в мир подземный Выходил невредимо из мира подземного? Если Инанна покинет «Страну без возврата», За голову голову пусть оставит!

Так говорят злобные духи подземного мира, осуществляющие его законы, — демоны «галла», которые


Мифология и искусство Шумера

Не ведают голода, не ведают жажды,

Муки просеянной не едят,

Воды проточной они не пьют,

Из объятий человека вырывают жену,

От груди кормилицы отрывают дитя.

У шумерского мифа есть параллели и с греческим мифом об Орфее и Эвридике. Разница при сохранении структуры в том, что сама Инанна убивает своего супруга Думузи, который заменяет ее в подземном мире. Почему Инанна отдает демонам не своего слу­гу, а возлюбленного, можно лишь гадать, так как объяснения нет, да и напрасно было1 бы на данной стадии развития мифологии его ждать. Думузи удается бежать с помощью бога, который «в лапы ящерицы руки его превратил, в лапы ящерицы ноги его превра­тил», и демоны снова подступили к Инанне, упрекая ее, что она ушла из подземного мира, не обеспечив замены. Тогда Инанна в страхе вцепилась в руку Думузи: «О юноша! Ноги свои в кандалы продень! О юноша! В ловушку бросься! Шею в ярмо продень!»1 Вторично бог спасает Думузи, превратив в горную змею. Демоны снова нашли его у сестры Гештинанны, которая готова на жертву ради брата, и наконец решение демонов, обращенное к Думузи:

Твой срок — половина года, Твоей сестры — половина года! День твой да придет, И в день тот вернешься. День твоей сестры придет, И в день тот она вернется.

Так решается проблема замены, а шире — проблема жизни и смерти.

Противоречивое поведение Инанны — она оставляет в подзем­ном мире своего возлюбленного вместо себя и сама же плачет о нем — не смущало современников. Очевидны параллели этого ми­фа и с греческим мифом о Деметре и Персефоне.

Первоначальная шумерская письменность к началу III тыс. до н. э. была пиктографической и состояла из свыше 1,5 тыс. зна­ков-рисунков, которые возникли на основе системы «учетных фи­шек» (VI—IV тыс. до н. э.), регистрировавших передачу тех или иных продуктов. Затем фишки заменили оттиски, а их — процарапанные палочкой значки-рисунки. Каждый рисунок означал слово или

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 154.


Культурология в вопросах и ответах

несколько слов. Постепенно количество значков сокращалось, и в результате их упрощения и схематизации появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки. Они означали не только сло­ва, но и отдельные слоги. Такая форма письменности более совер­шенна, чем египетские иероглифы.

С середины III тыс. до н. э. шумерская клинопись использова­лась аккадцами, завоевавшими Шумер. В начале II тыс. до н. э. ее заимствовали хетты. Около 1500 г. до н. э. жители Угарита (го­род-государство в Финикии) на ее основе создают свою упрощен­ную слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на форми­рование финикийского алфавита. Другим ранним письмом было протобиблское (Библ — город в Финикии). В протобиблском пись­ме было 30 знаков, но в XIII в. до н. э. это число было сокращено до 22. Финикийцы изобрели алфавит примерно 3 тыс. лет назад, и, таким образом, до этого момента прошла половина времени от изобретения письменности. В финикийском алфавите не было гласных букв. Они появились в созданных на основе финикийско­го греческом и фригийском (малоазиатский народ) алфавитах.

Шумерские произведения безличны. Иногда имеется примеча­ние «записано из уст бога» или даже «из уст коня».

Отношение к писцам напоминает египетское. В стихе «Труд писцов, собратьев моих» отец говорит сыну: «С тех пор как Энки всему название дал, столь искусной работы, как дело писца, что я избрал, не могу назвать!»1 Здесь же говорится о важности тради­ций: «Сын да наследует дело отца! А не то — ни почета ему, ни при­вета!»2 Письму обучали в специальных школах — «эдуббах», или «домах табличек».

По древней шумерской одежде легко определить, что первона­чально люди носили шкуры животных. Она имитировала мех, на­поминая его длинными ткаными полосами. Любовь к меху переня­ли потом ассирийцы. Их плащи первоначально также были отдела­ны мехом, который впоследствии стали заменять напоминающей мех бахромой. Длина плаща зависела от общественного положения лица. Высшие слои носили длинные, по щиколотку плащи, низ­шие и воины — короткий плащ.

1 Поэзия и проза Древнего Востока. С. 141.

2 Там же.


Мифология и искусство Вавилона







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия