Студопедия — История и мифология Древнего Египта. В Египте был широко распространен культ животных, о чем свидетельствует частое изображение богов в виде животных или со звериными головами
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История и мифология Древнего Египта. В Египте был широко распространен культ животных, о чем свидетельствует частое изображение богов в виде животных или со звериными головами






В Египте был широко распространен культ животных, о чем свидетельствует частое изображение богов в виде животных или со звериными головами. «А кто убьет ибиса или ястреба, должен во всяком случае умереть», — свидетельствует отец истории Геродот1. Символами единства человека и природы были сфинкс и кентавр, и их распространение говорит о том, что в египетской мифологии воплотились представления о существовании полулюдей-полужи­вотных и даже полурастений, широко распространенные в перво­бытных обществах. Следствием единства человека с природой бы­ло одомашнивание многих животных, в том числе кошки, которая выполняла важную роль у сельскохозяйственных народов, спасая их зернохранилища от грызунов. Одна из почитаемых египетских богинь имела кошачью голову. Найдено много изваяний кошек и даже их мумии, что свидетельствует о том, что они почитались свя­щенными или их очень любили.

Мифология египтян неоднородна по сравнению, скажем, с греческой, что неудивительно, так как она более древняя. Обыч­ным было несколько представлений об объекте. Так, небо изобра­жалось в виде крыльев коршуна, поддерживаемых двумя столпами, или коровы. Отсюда делается вывод, что все представления рас­сматривались как символы. Нет сомнения, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. э., египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяс­нить ее в категориях, понятных людям их времени. Но поскольку никакой символ не может схватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее способствует лучшему понима­нию, чем вводит в заблуждение»2.

В египетской мифологии отсутствует логическая последова­тельность, что указывает на древность мифов. Каждый бог выпол­няет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотеми-ческие корни египетской мифологии. Такие боги — модификации то­темов отдельных поселений.

В доисторических мифологических представлениях фигуриру­ет первобытный океан, из которого поднялся земляной холм «в ви­де пламени и породил первое живое существо. Это была либо змея, которую рассматривали как первое «тело» любого местного боже-

1 Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. С. 38.

2 Мифологии Древнего мира. С. 59-60.


Культурология в вопросах и ответах

ства в исторические времена, либо жук, впоследствии ставший скарабеем египетской религии»1. Эти представления перекликают­ся с реальным ежегодно повторяющимся освобождением земли, когда нильское половодье идет на убыль. Позже появилось пред­ставление о боге Солнца Ра, создавшем все на Земле, и из его слез появились люди.

В мифе о сотворении мира верховный бог утверждает, что он все создал из первоначального хаоса, который был его отцом. Из вод хаоса выступил бугорок сырой земли. На нем появился Атум, создатель. Он породил бога Шу и богиню Тефнут, воздух и влагу. Шу и Тефнут породили богов земли и неба Геба и Нут, родивших Изиду, Осириса, Сета и Нефтис. Эта группа составила «гелеополь-скую девятку»; Атум слился с богом Солнца Ра и стал называться Ра-Атум.

В другой мемфисской версии творцом мира является Птах, главный бог Мемфиса, а мир создается не физическим процессом, а материализацией слов, следствий мыслей сердца.

Самый значительный в египетской мифологии и популярный не только в Египте миф об Осирисе известен 5000 лет. Согласно «Текстам пирамид», Осирис был древним царем Египта. Все люби­ли его, за исключением брата Сета, который, завидуя, убил его. Жена Осириса Изида долго искала тело мужа и, наконец, найдя его, воскресила и зачала от него ребенка, Гора. Сет, не успокоясь, во второй раз убил Осириса, разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Изида собирала эти части и хоронила каждую там, где находила. Воскрешенный богами Осирис стал правителем царства мертвых, а сын его Гор, одолев дядю, возвра­тил отцовский трон. Смерть Осириса — символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога. Погибший бог расти­тельности воскресает в виде новых растений. Предполагают, что находимые в пирамидах кучи зерна могут олицетворять Осириса. Так или иначе, параллель между мифом об убийстве Осириса и ос­новополагающей для Древнего Египта сельскохозяйственной ре­альностью очевидна.

В последний месяц сезона наводнения, когда вода начинала спадать, в Древнем Египте совершался обряд прорастания зерна и праздновалось воскрешение Осириса. «Ликующий крик «мы на-

Мифология Древнего мира. С. 67.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 494. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия