Значение искусства. ■ сти, но это не значит, что сама она лишена духовности
■ сти, но это не значит, что сама она лишена духовности. В искусстве ; гармонично сочетаются и та и другая духовность. Обе нужны для полноценного существования искусства и создания художником i полнокровного произведения. Теперь, зная функции искусства, можно понять формулу Достоевского «красота спасет мир», дополненную Рерихом «осознание красоты спасет мир», или «творение красоты спасет мир». Пони- ; мание и открытие мира в аспекте прекрасного суть выражение непрактического, неэгоистического отношения к действительности, причем культура не нечто добавляемое к миру с целью его раскрашивания, а, по словам Гете, важнейшая онтологическая характеристика бытия. Суть спасительной функции искусства в способно- 1 сти к жертве собственническим отношением к миру. Раздел HI РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ИХ МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА I • Мифология как отрасль духовной культуры Слово «мифология» происходит от mythos — предание, сказание, но как отрасль культуры мифология есть целостное представление о мире, передаваемое, как правило, в форме устных повествований. Мифология связана с антропоморфизмом (приписыванием явлениям природы человеческих свойств и поступков), фетишизмом (представлением о наделенности неодушевленных предметов сверхъестественной силой), тотемизмом (представлением о происхождении человеческих групп от животного или растительного предка), анимизмом (верой в одушевленность всего существующего). Мифологию порой путают с мистикой, поскольку мистические представления занимают в мифах важное место. Многие мифы начинаются с представления о первобытном хаосе как мистической нерасчлененности бытия, хотя не останавливаются на этом: Одна из аксиом Вико звучит так: «Все варварские истории имеют мифологические начала»1. Мифология, будучи связанной с захоронениями предков, выступает сущностным свойством человека. «Первых в мире богов создал страх», — заметил римский поэт Папиний Статий (45—ок. 99 н. э.). Добавим, страх смерти, сильнейший из всех для большинства людей. Миф отличается от сказки или легенды тем, что воспринимается как реальность. Немецкий культуролог Р. Барт определяет миф в противоположность поэзии как «семиологическую систему, претендующую на то, чтобы превратиться в систему фактов; поэзия — это семиологическая система, стремящаяся редуцироваться до системы сущностей»2. 1 Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994. С. 86- ' 2 Барт Р. Избр. работы. М„ 1994. С. 101.
|