Студопедия — Древнее и современное искусство. Древнее искусство было изобразительным, пластическим и I словесным
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнее и современное искусство. Древнее искусство было изобразительным, пластическим и I словесным






Древнее искусство было изобразительным, пластическим и I словесным. Последнее воплощалось в мифах, а к современным людям дошло в виде сказок, созданных человечеством в детстве и недаром так любимых малышами всех времен.

Точка зрения происхождения мифологии из искусства, в соот­ветствии с которой искусство есть как бы переходная ступень от мистики к мифологии, позволяет усомниться, что ранее существо­вали целостные мифы, которые потом распались или деградирова­ли. Скорее в начале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое, зависящее от того, насколько логично мышление данного народа и развита в нем мифология.

Одно из объяснений верхнепалеолитических рисунков, с кото­рых начинается наше знакомство с древним искусством, заключа­ется в веровании, что тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом. Леви-Брюль обвиняет защит­ников данной гипотезы в том, что они приписывают авторам этих рисунков и скульптур чисто утилитарные замыслы. Действитель­но, в искусстве утилитарное отходит на второй план, но в качестве предпосылки развития искусства имеет место. Поршнев объясняет эти изображения запретом на пользование оригиналом. Продол­жая мысль в этическом плане, можно заключить, что тяга к добру порождает сказки, где добро побеждает. В этом смысле прав Ниц­ше, утверждая, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополне­ние этой действительности, поставленное рядом с ней для ее пре­одоления»1. Искусство выполняет таким образом компенсаторную роль, восполняя в сфере чувств то, чего человек оказывается ли-

1 Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч. В 2 т. М., 1966. Т. I.C. 153.


Культурология в вопросах и ответах

шен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры.

В первобытном искусстве особенно проявляется его способ­ность быть средством общения и единения людей, к чему стремят­ся ритуалы как таковые. Они выходят из искусства и, будучи со-прйчастны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры, который первоначально мистичен, а воплотившись в ис­кусстве, мифологичен. В мифах запечатлен бессознательный архе­тип данного племени, и потому он так оберегается «стариками» — хранителями мудрости.

Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, кото­рые считаются предками и творцами данной общественной груп­пы, создателями всех ее обычаев, обрядов, празднеств и церемо­ний. То, что предкам приписывается создание всего существующе­го, воплощается в уважении к ним как творцам культуры. Культурный герой выступает главным персонажем мифов, и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В са­мом имени, слове пребывает мистическая сила.

Функцию слова в тот период, когда искусство было главной от­раслью культуры, выразил Н. Гумилев в знаменитом стихотворе­нии «Слово»:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к Луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.

Многие поэты чувствовали мистическую силу слова, и с этим связано представление о художнике как пророке, возвещающем истину. Насколько всерьез можно относиться к таким претензиям? Настолько же, насколько серьезно можно относиться к мистике вообще. А известно, что там, где в примитивных обществах так от­носятся к мистике, претворяется в жизнь ее обещание. Здесь име­ют значение еще два момента. Во-первых, обожествление слова в начальный период после возникновения речи. И, во-вторых, то, отмеченное Вико, обстоятельство, что «первый язык в первые не­мые времена наций... должен был начаться со знаков, или жестов,








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия