Значение искусства
Специфичность произведения искусства как особого духовного мира осложняет его связи с жизнью. Выдающиеся художники всегда чувствовали это. Крупнейший современный кинорежиссер Микеланджело Лнтониони заявил, что искусство не может влиять на общественную жизнь, по-видимому, хорошо понимая, что у культуры своя внутренняя жизнь, она развивается по своим законам, и влияние искусства, например, на политику невелико. Если искусство хочет непосредственно воздействовать на текущую жизнь, ему придется утратить свою специфику. Утилитаристское направление в искусстве никогда не поднимется выше схемы, тогда как сторонники «искусства для искусства», если они верны подлинному призванию искусства — творению живого духовного мира, — создадут нечто выходящее по значению за рамки «чистого искусства». Искусство отлично от эмпирической жизни своей способностью проникать в тайники души, изображать нереализованные возможности. Оно отражает жизнь в диалектическом сочетании действительности и возможности. Для создания художественного произведения надо иметь талант, творческий настрой и чувство меры. Последнее рождается из умения посмотреть на свое творение как бы со стороны, как на нечто в себе самоценное. Чтобы что-то создать, надо на время отрешиться от себя. Но чтобы копить впечатления, надо быть собой, чувствовать, думать, мечтать. Что же касается творческого настроения, переходящего в горение и перевоплощение, то оно, по-видимому, знакомо каждому, но не каждый способен использовать его в полной мере. • Значение искусства Уже в индийской культуре искусство считалось божественным. «Арийцы верили, что «боги рождаются из воздуха, выдыхаемого певцом», а следовательно, существуют лишь постольку, поскольку существует вдохновенное настроение их почитателя»1. В «Ведах» утверждается, что мир и все существующее в нем родилось из песнопений богов. 1 Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 414.
Искусство прокладывает человечеству новые пути, обеспечивая посредством воображения поиск альтернатив будущего; творит прекрасное и открывает гармонию в мире; «примиряет с жизнью» (Н.В. Гоголь); дополняет и завершает бытие, «соблазняя на дальнейшую жизнь» (Ф. Ницше). Искусство — способ внутренней гармонизации личности, вид магического воздействия на мир, имитация действительности с целью ее изменения. Искусство выполняет компенсаторную роль при запрете прикосновения к предмету, создавая его двойники. Искусство делает слово вечным, и человек — носитель слова — приобщается к вечному. Это способ художника победить смерть. И трагедия и музыка, по Ф. Ницше, ведут к вечному. «Мы верим в вечную жизнь!» — так восклицает трагедия, между тем как музыка есть непосредственная идея этой жизни»1. Героическая смерть в трагедии, вынужденная или добровольная, вызывает катарсис у зрителя — чувство очищения, подъема и воодушевления. Аполлон, символизирующий искусство, прославляет вечность явленного. Искусство ведет к вечности, преодолевая страх смерти, т. е. воплощая в жизнь высшую цель культуры. В искусстве слово понимается как тождественное им обозначаемому. Давая имена, искусство раскрывает сущность мира. Этим и объясняется, что после мистики оно было главенствующей отраслью культуры. Искусство выполняет и игровые, развлекательные функции, и будет существовать столько, сколько существует соответствующая потребность. Искусство служит способом передачи культуры в древнем обществе, где оно может бв1ть столь же тайным, как и мистика, однако скрыть искусство гораздо труднее. Видимый характер культуры способствует ее самосохранению, облегчает передачу следующим поколениям, но одновременно затрудняя ее сокрытие. В этом диалектика древнего искусства. Наконец, искусство уравнивает две разновидности духовной жизни — нерациональную мистико-религиозную и рациональную научно-философскую. Их видимая противоположность порождает представление, будто только нерациональное мистико-религиоз-ное мышление духовно. Это объясняется тем, что появившаяся позже рациональность противопоставила себя прежней духовно- Ницше Ф. Рождение трагедии. С. 121.
|