Происхождение искусства
Для того чтобы сформировалась новая отрасль культуры, необходимы три условия. Первое — соответствие ее стадии развития человека. Это условие налицо на этапе перехода от неандертальца к Человеку Разумному, когда начали формироваться образы, мышление и речь. Искусство появляется, когда вычленяются образы, но нет еще понятийного мышления. На пути от неандертальца к Человеку Разумному (а истоки подобного подхода прослеживаются в животном мире) брали какую-нибудь одну черту предмета и называли ею его целиком: например, «голова» вместо «человека», «парус» вместо «корабля», «острие» или «железо» вместо «меча». До сих пор у некоторых примитивных народов обобщающая сила мышления столь слаба, что они имеют, скажем, много слов для обозначения разных видов снега, но не имеют слова, обозначающего снег как таковой. Это частное определение и ведет к появлению в первую очередь более метафоричных видов искусства. Вико делает вывод: «Поэзия зародилась вследствие недостаточности человеческого рассудка и... из-за появившихся впоследствии Философии, Искусства, Поэтики и Критики, и даже как раз вследствие их, не появилось другой Поэзии, даже равной, не говоря уже о большей»1. Второе. Каждая предыдущая отрасль готовит почву для следующей. Это условие в виде закона мистической всесвязанности тоже соблюдается. Наконец, третье условие — социальное. В обществе должны произойти изменения, которые дают стимул развитию данной отрасли культуры. Таковым стало, по Б.Ф. Поршневу, появление частной собственности. Причина возникновения искусства в ранние времена видится многими в том, что искусство — это подражание природе, а подражание было сильно развито в первобытном человечестве, как и в современных детях. Как говорит Д. Вико, «люди детского мира были по природе возвышенными Поэтами»2. И чуть ниже: «Детский мир состоял из поэтических наций, так как поэзия — не что иное, как Подражание»3. Здесь искусство как бы приравнивается к начальным этапам культуры на том основании, что для него имеет большое значение подражание, свойственное детям и первобытным людям. Люди способны на подражание в высшей степени. Но почему эта способность именно в данное время привела к искусст- ВикоД. Основания новой науки об обшей природе наций. М.; Киев, 1994. 37. 2 Там же. С. 84. 3 Там же. С. 88.
ву? Чтобы иметь то, что запрещено после введения частной собственности, отвечает Поршнев. За отождествление же образа и вещи, ответственна мистика. Таким образом, каждая последующая отрасль вырастает из предыдущей и потребностей среды. Эволюция жизни с сохранением особенностей мистического отношения к действительности привела к искусству. Искусство начинается с того момента, когда мы можем что-то сделать или сказать. И чем лучше мы это делаем или говорим, тем мы искусней. Отсюда и производство называлось «поэма;», а искусство -1-«технэ». Искусство навсегда останется юностью человечества. «Как в старости человек вспоминает свою юность и справляет праздники воспоминания, так и отношение человечества к искусству будет скоро трогательным воспоминанием о радостях юности», — писал столь нравящийся молодежи философ Фридрих Ницше1. Противопоставляя Диониса и Аполлона, Ницше считал, что искусство как аполлоновское рождается из первоначального хаоса дионисийства. Этот первобытный хаос мистичен. Поскольку мистика лежит в основе духовной культуры, можно сказать, что в основе всех отраслей культуры лежит исходный хаос. Источником искусства, по Ницше, выступают два бога — Аполлон и Дионис, красота и хаос. Красота появляется из хаоса и создает произведение искусства. Говоря о двух мирах искусства, различных в их глубочайшем существе, Ницше нащупывает историческое место искусства между мистикой Диониса и мифологией Аполлона. Искусство идет от Диониса к Аполлону. Для того чтобы мистическое начало искусства не разрушило индивида, требуется, по Ницше, гармония Диониса и Аполлона, называемая им предустановленной гармонией. Говоря о взаимодействии Диониса и Аполлона в создании искусства, Ницше в мифологической оболочке представил процесс вырастания образов из мистики. В мистике образ тождествен предмету. Следуя закону сопричастности, наскальные рисунки пронзенных стрелами диких животных появились потому, что первобытные охотники верили — такие изображения воплотятся в жизнь на охоте. Связь таких изображений с местами захоронений позволяет также предполагать, что доисторические рисунки в пещерах должны были активизировать магические силы, обеспечивающие удачную охоту покойника. Та: 1 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 1.С. 357.
|