Студопедия — Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры






«мышлением в образах». Вначале так и было. На следующем этапе эмоциональные связи будут заменяться логическими, приближая искусство к мифологии и философии.

Танцами, наскальными рисунками искусство служило мисти­ке, а точнее, магии, которая вдохновлялась мистическими пред­ставлениями. И тем не менее это была не только видимая, но и ра­ционализированная мистика, поскольку в самой дифференциро­ванное™ произведений искусства, их построении, композиции и содержании должны присутствовать элементы рациональности. Говоря точнее, искусство изначально — не мышление в образах, а образы, ведущие к мышлению. В своем развитом виде искусство — целостное мышление-чувствование, в котором слиты отражатель­ный, воображательный и смысловой моменты. Этим искусство от­личается от науки, религии и философии, поскольку в первой пре­обладает отвлеченно-рациональный отражательный момент, во второй — отвлеченно-чувственный воображательный, а в треть­ей — смысловой, определяемый главным для философии — поис­ком смысла жизни как высшей цели.

Искусство рассматривалось Л.Н. Толстым как способ едине­ния людей на чувственном уровне. «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно из­вестными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»1. Это определение искусства хорошо согласуется с высокой ро­лью подражания и внушения в жизни первобытного человека.

Это же рождающееся чувство сопереживания, общее для всей культуры, роднит искусство с мистикой. Как и мистика, искусство основано на отождествлении. «Настоящее произведение искусства делает то, что сознание воспринимающего уничтожает разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекатель­ная сила и свойство искусства»2. Это слияние достигается не непо­средственно, как в мистике, а опосредованно через звуки, слова, движения. Цель искусства, то Толстому, — любовное единение

1 Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. М., 1983. Т. XV. С. 80.

2 Там же. С, 165.


Культурология в вопросах и ответах

всех людей, и вдохновляется оно любовью, помогающей переда­вать свои чувства другим.

Вывод Толстого имеет отношение к культуре в целом. Вся культура является способом единения людей, а различные отрасли ее отличаются тем, как именно оно воплощается в жизнь. Искусст­во объединяет людей на уровне воображения, как религия — на уровне веры, философия — на уровне понятий, наука — на уровне теорий. Искусство в социальном смысле отличается от других от­раслей культуры формой, но не сутью.

Главным мерилом искусства Толстой считал степень зарази­тельности, хотя важно, конечно, и внутреннее совершенство. Под­линное произведение искусства способно перевернуть душу чело­века и его жизнь. Искусство самоценно в себе самом и не должно подчиняться какой-либо внешней идее. Но как отрасль культуры оно отвечает высшим потребностям людей и главенствует тогда, когда составляет сердцевину их поисков и переживаний. Верши­ной искусства остается время, когда, появившись в форме обрядов и ритуалов, оно играло основную духовную роль в жизни людей, объединяя в них то, что преобладало, пока они не стали видом Homo sapiens, — их чувства.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия