Студопедия — История и мифология Древнего Египта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История и мифология Древнего Египта






шли его, мы радуемся» громко звучал по всей стране, когда ниль­ской водой смачивали землю и помещали ее с зерном в глиняную форму»1.

Миф об Осирисе повторяется в сказке о двух братьях Правде и Кривде. Кривда ослепляет Правду, а сын последнего борется с Кривдой на суде, чтобы отомстить за отца. Связь умирающего и воскресающего Осириса с воскресением мертвых позволяет вспомнить и представление о Фениксе — священной птице древ­них египтян, сжигающей себя и возрождающейся из пепла.

Миф об Осирисе важен для египтян еще и потому, что человек мог надеяться воскреснуть после смерти, как Осирис. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повто­рял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.

Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно тракто­вать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с бо­гом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реально­сти, наоборот, юг завоевал север.

Так как в основе мифов лежат мистические представления, можно комментировать их мистически, что и делает философ-ис­торик Р. Штейнер. Он интерпретирует миф об Осирисе как миф о рождении мира путем разрывания тела Осириса. Это первое рож­дение через жертву. Ставший жертвой бог возрождается, чтобы умереть вновь. Осирис — бог-отец, а Изида — великая мать, не только дающая людям пропитание, но и приобщающая их к боже­ственному.

Идея вечного и вселенского бога засвидетельствована в самом начале египетской истории и возникла вследствие политического объединения страны. На звание высшего божества претендовали также бог Фив Амон и бог Атон, которого приказал почитать в ка­честве высшего и единственного фараон Эхнатон, названный «первой личностью в истории». Попытка ввести монотеизм, пред­принятая во И тыс. до н. э., погибла вместе с Эхнатоном, который правил с 1419 по 1402 г. дон. э.

Одним из важнейших мифов для египтян, определявших их по­гребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов, было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд — один из высших культурных

Мифологии Древнего мира. С. 106.


Культурология в вопросах и ответах

принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. На загробном суде, возглавляемом Осирисом, об­винителем выступал бог мудрости и божественный писец Тот с го­ловой ибиса — очень важный бог, изобретший весьма ценимое египтянами письмо. ААнубис, боге головой шакала, взвешивал сердце покойного на весах, причем оно должно было уравновесить страусовое перо, символ богини истины, закона и справедливости Маат. Рядом стоял Пожиратель Теней, зверь с головой крокодила, передней частью туловища льва и задней — гиппопотама. Бог Тот заставлял свидетельствовать душу покойного. Вот один из ответов подсудимого: «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому. Никогда не делал я ничего дурного против какого-либо че­ловека. Я защищал слабого от того, кто был сильнее его. Я судил между двумя людьми так, что они были удовлетворены. Я был поч­тителен к моему отцу и добр к моей матери. Никогда не брал я вещи, принадлежащие другому. Никогда не говорил я ничего дур­ного ни против кого. Я говорил правду, я поступал по справедли­вости»1.

Тот объявлял заключение суду, основываясь на показаниях ве­сов. Суд принимал доводы Тота и выносил приговор. Если умер­ший был оправдан, он получал в Полях Удовлетворения земель­ный участок в одну десятину. В потустороннем мире праведник то­же работал, только злаки там вырастали выше человеческого роста. Но если человек грешил на земле, его сердце перевешивало перо и приговором была «смерть во второй раз». Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем добрые дела, они отдавали его во власть Пожирателя Теней, который разрывал на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже никогда не возвращалось.

Древние египтяне заботились о богах и мертвых больше, чем о живых. Что касается богов, то в этом на них похожи некоторые другие нации, а вот что касается мертвых, то здесь египтяне уни­кальны. Египетская цивилизация имела самый сложный посмерт­ный ритуал из известных на земле. Для египтян, как потом для ге­роя ближневосточного эпоса Гильгамеша, смерть была врагом № 1, которого нужно победить во что бы то ни стало во имя вечной жизни. Для этого строились пирамиды и применялось бальзами­рование. К этому прибавлялась боязнь духов умерших и вреда,

1 Цит. по: Мерц Б. Указ. соч. С. 392-393.


История и мифология Древнего Египта

который они могут причинить оставшимся в живых (это характер­но в наибольшей степени для китайской культуры, но и для егип­тян). В «Письмах к мертвым» муж спрашивает у своей покойной жены: «Что дурного сделал я тебе, за что должен был я прийти к такому жалкому состоянию, в котором я нахожусь?»1

Египтяне считали, что на подобающее существование после смерти нельзя надеяться без надлежащего погребения. Погребаль­ные обряды основывались на двух представлениях. «Первое — это вера в то, что умершие вели некое призрачное существование и могли быть враждебны по отношению к оставшимся в живых... Второе... естественное человеческое побуждение снабдить покой­ного тем, что ему принадлежало, в чем он нуждался и что любил на земле, чтобы он мог радоваться этому и пользоваться этим так дол­го и таким образом, как только возможно»2. Это относилось ко всем людям, но особые размеры приобрело в отношении к прави­телям.

Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала пер­вой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Таким образом Гор представлялся троицей из небесного царя, земного царя и сокола. Цель египетской космологии состоя­ла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и до­казать божественность царя. Вот отрывок диалога, который проис­ходит после смерти царя с его сыном, становящимся царем и бо­гом.

Вопрос: Ты человек. Это твой отец Гор.

Ответ: Я бог Гор, потому что мой отец — Гор — умер. Он стал Осирисом, потому что его тело погребено в земле, как зерно, а его дух поднялся к небу в виде растительности.

Вопрос: Как случилось, что Гор, бог, умер?

Ответ: Смерть бога не может произойти иначе, как посредст­вом убийства. Только равный Гору, его брат Сет, имел достаточно силы, чтобы убить его»3.

Боги давали царям новую жизнь. Как зерно, прорастая в земле, возрождается, так и фараон, обретя вновь душу, возрождается. Те­ло его должно сохраняться и быть готовым к тому, чтобы в него снова вошла душа. В сохранении тела суть мумификации, что мо­жет стать причиной бальзамирования и в наше время. Смысл

1 Цит. по: Мерц Б. Указ. соч. С. 327.

2 Мифологии Древнего мира. С. 86.

3 Там же. С. 76.


Культурология в вопросах и ответах

строительства пирамид понятен из следующих слов: «Умерший царь становится Осирисом в своей гробнице, где должен теперь начаться цикл трансформации: мертвый бог будет рожден вновь»1.

Египтяне верили, что умершие продолжали существовать. Пи­рамида была местопребыванием тела бога, обожествленного и пре­ображенного царя. Все излишки средств шли на строительство пи­рамид для фараонов, саркофагов — для элиты, что считалось важ­нейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символами египетской цивилизации.

Божественность фараона можно интерпретировать как его приобщение к вечному, находящемуся в человеке. После ознаком­ления с мистикой понятны слова Штейнера, что «Осирис как ми­ровое существо есть Единый, и, однако, он пребывает неделимо в каждой человеческой душе. Каждый человек — Осирис, но тем не менее должен быть представлен и Единый Осирис как некое опре­деленное существо. Человек подлежит развитию, и в конце пути его ожидает божественное бытие... Живя, как Осирис, и проделав все, что проделал он, человек становится совершенным. Миф об Осирисе приобретает, так сказать, более глубокое значение. Он становится прообразом того, кто хочет пробудить в себе вечное»2.

Древний Египет — это классическая цивилизация мистерий. Мистерии в духовном плане столь же характерны для египетской культуры, как в материальном плане пирамиды и мумии. Основу мистерий составляет борьба между низшей, животной, и духовной природой. Мистерия выступает формой приобщения к высшему знанию. «Человек, стремящийся к высшему бытию, должен мик-рокосмически повторить в себе макрокосмический мировой про­цесс Осириса. Таков смысл египетского «посвящения»... Все, что мы знаем об обрядах посвящения, получает свое объяснение отсю­да. Человек подвергался таинственным процедурам. Этим убива­лась его земная природа и пробуждалась высшая»3.

Вера в загробный мир не была безусловной и разбавлялась скептицизмом. «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там», — читаем в одном из текстов.

! Мифологии Древнего мира. С. 84.

2 Штейнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Ереван, 1991. С. 79-80.

3 Там же. С. 80-81.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 477. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия