Искусство и наука в мусульманском мире
: «Купол скалы» в Иерусалиме, построенная на месте разрушенного римлянами храма царя Соломона в 687—691 гг.; мечеть Омейядов, '; построенная в Дамаске в 705—715 гг., перестроенная из христиан- 1 ской базилики Иоанна Крестителя, воздвигнутой на месте римского храма Юпитера Дамасского, основанием которого стало святилище арамейского бога Хадада; мавзолей Тадж-Махал в Индии; крепость Алькасаба в Испании и др. То, что в Коране не славили «нищих духом», дало возможность исламу овладеть духовными богатствами других народов. В отличие от христианства, которое завоевывало себе место под солнцем, борясь с высокоразвитой языческой культурой Рима, ислам полемизировал с христианством и не отрицал значения рациональных отраслей культуры. Через христиан арабы познакомились с греческой наукой. Центр научной деятельности перемещался на берега Тигра и Евфрата, в Куфу и Басру. Все научные знания делились на науки о природе, науки о боге и математические науки. К последним относились арифметика, геометрия, астрономия и музыка, т. е. те из «семи свободных искусств», которые в средневековой Европе составили квадривиум. Математические науки вместе с логикой считались подготовительными для изучения естествознания и богословия. Кроме этих наук, которые относили к теоретической философии (четкого разделения науки и философии не было), выделяли практическую философию, в которую входили этика, экономика и политика. Из европейского тривиума риторика и диалектика входили в логику, а грамматика — в богословие. Кроме греческой, на мусульманство оказала влияние индийская наука. Арабы использовали возникшие в Индии цифры, которые под именем арабских попали в Европу через Персию и Египет. Европейцы переняли и арабское название алгебры (алджебр). В целом мусульманской культуре благодаря глубокому освоению ею греческой культуры и прежде всего философии удалось в I и начале II тысячелетия осуществить культурный синтез, до которого европейская культура дошла к концу ХШ в. Позже европейская культура восприняла от арабов греческую философию (особенно весьма почитаемого ими Аристотеля), что повлияло на приход Воз-Рождения. Взаимопроникновение средневековой европейской и арабской культур было весьма плодотворным. Раздел V ОКЕАНИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ И ИДЕОЛОГИИ
|