Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новоевропейская философия. шегося тогда микроскопа и создание им дифференциального ис­числения, в основе которого лежит понятие «бесконечно малой ве­личины»





шегося тогда микроскопа и создание им дифференциального ис­числения, в основе которого лежит понятие «бесконечно малой ве­личины».

Лейбниц дополнил три закона логики Аристотеля «законом достаточного основания», в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в боль­шинстве случаев вовсе не могут быть нам известны.

Поиски истины и ее критерия велись также на путях эмпириз­ма. Соперничавшие линии рационализма и эмпиризма продолжи­ли традиции элеатов и Гераклита. В Европе к рационализму боль­ше тяготела немецкая философия, к эмпиризму — английская. Во Франции после Декарта укрепились позиции материализма, склонного отождествлять эмпирическую реальность с сущностью вещей.

Для старшего современника Декарта английского философа Фрэнсиса Бэкона лучшее из всех доказательств — опыт, а чувства — основа знания. Следующий представитель английского эмпиризма Джон Локк (1632—1704) первый в философии Нового времени вы­делил теорию познания как специальную дисциплину. Локку при­надлежит учение о первичных и вторичных качествах, заставляю­щее вспомнить античную атомистику. К первичным он относил те качества, которые «реально существуют в телах», неотделимы от них (объем, плотность, форма, расположение, движение). Вторич­ные качества (цвет, запах, вкус, звук) не присутствуют в самих те­лах, а представляют собой следствие воздействия на нас первичных качеств. Локк определил рождающегося человека как «tabula rasa» («чистая доска»). Все свои понятия, по Локку, человек приобретает из опыта и не имеет, вопреки Декарту, врожденных идей. С пози­ций эмпиризма Локк подверг критике представление о мыслитель-Ной субстанции. В том же ключе другой английский философ Джордж Беркли (1685-1753) отрицал существование материальной субстанции. Завершением английского эмпиризма стала филосо­фия Дэвида Юма (1711-1776).

Скептицизм Юма стимулировал создание трансцендентальной Философии Иммануила Канта (1727-1804). Декарт и Спиноза взя­ли за отправную точку систему Аристотеля, в соответствии с кото-Рой идеи находятся в самих вещах, и нечто устойчивое назвали сУбстанцией. Критика этого понятия Локком, Беркли и Юмом °Казалась близка западному желанию перенести все определяющее в Познании внутрь человека как субъекта. Почва для системы Кан-

I


Культурология в вопросах и ответах

та, в которой человек не просто исходный пункт познания, как у Декарта, но формирует его результаты своими внутренними ха­рактеристиками, была подготовлена. Западный индивидуализм и антропоцентризм отныне в полной мере вступили в свои права. Кант (как и Платон, синтезировавший главные из предшествую­щих ему взглядов) соединил континентальный рационализм с анг­лийским эмпиризмом, взяв от первого представление о самостоя­тельности и автономности разумного в человеке, а от второго — опыт как критерий истинности суждений о мире.

В своих попытках обоснования научного знания Кант сделал по отношению к Декарту примерно то же, что Платон по отноше­нию к Сократу, но только «мир идей» Платона находится вне человека, а Кант поместил его внутрь человеческого разума. В свое время Августин Блаженный отнес «мир идей» к Богу, что естест­венно для христианина. Кант действовал в соответствии с идеала­ми эпохи Просвещения. Он предположил, что «идея» веши нахо­дится не в самой действительности и не вне ее, а в голове человека. Это и есть субъективный идеализм, к которому шла новоевропей­ская философия.

Эмпирики полагают, что сознание приноравливается к приро­де, в то время как, по Канту, сознание человека приспосабливает чувственные впечатления к своему аппарату. Общий вывод Канта: «Рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предпи­сывает их ей»'. Это было названо коперниканским переворотом: разум человека активен и задает вопросы, а природа на них отве­чает.

Понятийную диалектику Канта, близкую Платону, Г. Гегель опрокинул в бытие. Он подошел к Канту, как Аристотель к Пла­тону, вернув «мир идей» в объективную действительность, но представив их функционирование в соответствии с духом XIX в. как процесс. Идеи, по Гегелю, не только присутствуют в природе, как у Аристотеля; природа — инобытие идеи и как таковая тож­дественна человеческим представлениям в их абсолютной истин­ности. Аристотель мыслил познание как постепенное проникнове­ние в идею, так что «ум и предмет его — одно и то же»2, но изна­чальную тождественность бытия и мышления, при которой только и возможна абсолютная истина, обосновали Фридрих Шеллинг (1775-1854) и Г. Гегель.

1 Кант И. Пролегомены // Соч.: В 6 т. М., 19... Т. 4 (1). С. 140.

2 Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1.С. 310.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 471. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия