Наука и техника в Новое время
ские рамки. Она же ведет к рациональности, поскольку человеку свойственно разумное обоснование поступков. Рациональность как способ упорядочивания эмпирической реальности не противоречит чувственности культуры. Этим рациональность отличается от духовности. Рациональность западной культуры, перенесенная на все сферы жизни, привела к возобновлению в конце XIX в. Олимпийских игр по примеру Древней Греции, ввела одежду в русло моды и т. д. Начиная с Герцена, в России велись разговоры, что жизнь Европы скучная и мещанская, и это имеет основания. Более рациональная — значит более скучная. Размерность (от «мера») и расчетливость (от «счет») — плата за рационализм, капитализм и науку. Однако попытки обогнать Западную Европу в деле рационализации путем приобщения к какому-нибудь новому веянию (как было в XX в. в России и Китае) оказывались безуспешными. Рациональный марксизм превращался в русский и китайский коммунизм, которому бы очень удивился и не узнал Маркс. Конечно, идеолог не властен предохранить свое создание от искажений и может только отречься от него, заявив, что «он не марксист». «В каждой большой культурной эпохе, имеющей свои типичные черты, — писал немецкий философ и социолог Георг Зим-мель, — можно уловить одну центральную идею, из которой происходят все ее духовные движения и которая как будто является их конечной целью»1. Так, мы называем XVI в. Возрождением, XVII — Реформацией, XVIII — Просвещением, XIX — Прогрессом, XX в. — Кризисом. В начале Нового времени, когда закончился возрожденческий синтез, поднятие науки на высшую ступень культурного пьедестала сопровождалось осмеянием предшествующего культурного багажа: рыцарства — Сервантесом, обычаев — Мольером, религии — Рабле. Под этим знаком проходит XVII век. По античным временам знаем, что в период отраслевого межвластия преобладает скептицизм и сатира. Но когда в XVIII в. наука заняла господствующее положение, она стимулировала эпоху Просвещения, представляющую собой пропаганду светского, прежде всего научного или претендующего на научность знания. В XIX в. создаются идеологии, которые пойдут в бой, но вместе с собственным кризисом приведут к кризису духовную культуру в целом. 1 Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное. М., 1996. Т. 1. С. 497. Культурология в вопросах и ответах Мощь западной культуры росла потому, что она была достаточно терпима и не отвергала старые достижения в угоду новым, в то же время наращивая творческий потенциал. Возрождение расширило знание античной культуры, но не препятствовало тому, что было доступно прежде. То же самое можно сказать об эпохе Просвещения. Плодотворным оказался синтез западных и восточных культур, в который в западной цивилизации внесли вклад А. Шопенгауэр в философии и в XX в. Г. Гессе в искусстве. Можно согласиться с Данилевским, что европейский (он его называет германо-романским) культурно-исторический тип стал первым в истории двуосновным типом, если считать двумя основами последовательно сформировавшиеся и господствовавшие науку и идеологию (наука у Данилевского часть культурного типа, а идеологию он упускает из виду — объяснением может служить то, что Данилевский рассматривает культурно-исторические типы, а не чисто культурные, т. е. не различает четко мир культуры и мир материальной жизни человека). В этой прочности фундамента быть может причина устойчивости данного типа культуры, которая не позволяет сбыться пророчеству Шпенглера о «Закате Европы». Другим объяснением может служить то, что развитие западной культуры лежит в русле тенденции рационализации, создавшей человека и ведущей его по пути культуры. О • Мифология и религия России История Российского государства начинается с легендарного события — призвания варягов на княжение в Новгород и образования после похода князя Олега на Киев единого государства — Киевской Руси. Огромное значение для развития русской культуры имело крещение Руси князем Владимиром в 988 г. Расцвет древнерусской религиозной и светской культуры приходится на XI в. (княжение Ярослава Мудрого), но уже в XII в. после смерти Владимира Мономаха начинается период феодальной раздробленности, а в первой половине ХИТ в. — монгольское иго. Наибольших успехов достигает в это время иконопись и литература. Становление русского централизованного государства вполне укладывается в схему «Ответа на Вызов», по Тойнби, в данном случае монгольского ига. После образования единого Московского княжества территория русского государства неуклонно расширяется как на Запад, так и на Восток. Постепенно в него входят все исконно русские
|