Мифология и религия России. земли, а также Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, Кавказ
земли, а также Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, Кавказ. К XIX в. Российская империя становится самым большим государством мира. На этот же период приходится расцвет классической русской литературы, музыки, живописи, балета. Революция 1917 г. коренным образом изменила уклад российской жизни. Гражданская война ослабила и уменьшила Русское государство. Однако индустриализация, развитие науки и техники обеспечили победу СССР во Второй мировой войне, сделали сверхдержавой и запуском искусственного спутника Земли в 1957 г. позволили открыть космическую эру. В 1961 г. космический корабль преодолел земное тяготение, и Россия стала первой космической цивилизацией. Из всех живых существ только человек заселил всю планету и теперь вырвался в космос. Это кажется иррациональным, потому что у человека и на земле достаточно дел, и тем не менее он идет на жертвы и осваивает космическое пространство. Два народа — русский и американский, не останавливаясь ни перед чем, освоив огромную территорию и создав межокеанические цивилизации, вышли в космос. Русские освоили наибольшее количество площадей на Земле и оказались первыми в космосе. Этому способствовали особенности русского национального характера, которые развились в борьбе с окружающей средой и соседними народами. Широта русского человека связана с протяженностью Великой русской равнины и континентальным климатом большей части страны. Высокий ци-вилизационный эффект русской нации достигнут за счет соборности, составляющей специфическую черту русского национального характера. Позволив построить самое большое государство на земле, это же свойство вывело русскую цивилизацию в космос. В русской культуре преобладали менее рациональные религия со сложной системой обрядов и художественная литература, которая компенсировала бытовые недостатки и способствовала гармонизации целого. Так, в результате взаимодействия культуры и жизни создалась цивилизация нового типа. Русская устремленность в космос способствовала тем самым и развитию всемирной культуры. Нужны оказались и космические жертвы, и нашлись готовые жертвовать собой. Россия открыла путь новой всемирной цивилизации, продемонстрировав, что способна совершать величайшие усилия и идти на жертвы во имя великой цели. Значение выхода в космос еще недостаточно осознано и оценено, если понимать космос не как находящееся вне Земли бескрайнее пространство, а как порядок и гармонию небесных сфер, к которой подключается че- Культурология в вопросах и ответах ловек. Это не только космический, но и идеологический подвиг соединения с природой. На этом пути намечаются перспективы взаимодействия культуры и природы, космизма и экологизма в единой всемирной цивилизации. В 1991 г. СССР распался на 15 независимых государств в соответствии с внутренним делением на союзные республики. Первая космическая цивилизация перестала существовать. Зачем нужна эта жертва, пока не известно. Русский социолог, идеолог панславизма Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) справедливо заметил, что «религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни, и в настоящее время (вторая половина XIX в. — Л.Г.) в ней же заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей»'. В этом основная причина названия «Святая Русь» и представления о богоизбранности русского народа. «Самый характер русских, и вообще славян, — продолжает Данилевский, — чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом»2. Эпитет «святая» по отношению к названию страны свидетельствует о том, что главный мотив ее существования — духовный. Православные подвижники осваивали огромную территорию и крестили ее население не для того, чтобы расширить государство, а для того, чтобы приобщить к божественному свету язычников. Они создавали духовную основу для становления огромного государства, не сравнимого ни с Римской империей, ни с последующими царствами. Жертвенность русских православных миссионеров позволяла им привлекать на свою сторону другие народы. Не русский человек образовывал государство, а оно использовало его жертвенность в своих целях. В этом преодоление противоречия между негосударственностью русского народа и созданием огромной империи. Это качество передалось затем русской интеллигенции. Оно представлено Андреем Тарковским в фильме «Андрей Рублев» в отношении к искусству, а в чистом виде показано в последнем фильме режиссера «Желание». Он же советовал молодым кинематографистам приносить себя в жертву киноискусству. Об этом же говорил Пушкин в стихотворении «Пророк*. 1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 480. 2 Там же.
|