Новоевропейское искусство. В конце XVII в. появилась опера, через сто с лишним лет оперетта и классический балет
В конце XVII в. появилась опера, через сто с лишним лет оперетта и классический балет. Величайшее создание европейской культуры Нового времени — классическая музыка, особенно немецкая. О ней Ниише сказал, что «среди всей нашей культуры именно она есть тот единственный непорочный, чистый и очистительный дух огня, из которого и в который, как в учении великого Гераклита Эфесского, движутся все вещи»1. В оперной музыке непревзойденные шедевры созданы Джузепе Верди (1813—1901) и Джакомо Пуччини (1858—1925). Соединить музыку со словом, осуществить синтез звука и текста стремился Рихард Вагнер (1813-1883). XVII — первая половина XV11I в. — век концертов как формы музыкальных произведений. Затем оркестры увеличиваются, в них включаются деревянные духовые инструменты (кларнет, гобой, флейта, фагот), и появляется новая форма — симфония. Вершина классического музыкального искусства — Иоганн Себастьян Бах (1685—1750), от которого в разные стороны пошли Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) и Людвиг ван Бетховен (1770—1827). В XX в. серьезная музыка предалась экспериментам додекафонии и потеряла свойственную ей ранее гармоничность и мелодичность, а кумирами стали «Битлз», рок- и поп-музыка. В живописи Нового времени выделяются имена Рембранта ван Рейна (1606-1669) и Питера Пауэла Рубенса (1577-1640). Во второй половине XIX в. появился импрессионизм (от франц. «впечатление»), перешедший в начале XX в. в постимпрессионизм и абстракционизм. В это же время в Германии получил распространение в изобразительном искусстве, литературе и кино экспрессионизм, в котором главной целью становится изображение душевных переживаний. Смена стилей в архитектуре шла в такой последовательности. В XVII в. готику сменило барокко (букв, «вычурный»). Характерной чертой его было стремление к слиянию видов искусств, монументально-декоративное единство на основе собора. На смену барокко в 30-е годы XVIII в. пришел стиль рококо (букв, «раковина»). Затем резкая смена художественных ориентиров утверждает классицизм (вторая половина XVIII в.), завершившийся в начале XIX в. помпезным имперским ампиром. В XX в. роскошный модерн сменил эклектику XIX в., но сам перешел в постмодерн. 1 Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 135. Культурология в вопросах и ответах В результате развития науки и техники появились новые виды искусства: в 1839 г. фотография, в 1895-м — кино, в конце XX в. — компьютерная графика. Используя свою концепцию культурных образцов, которые создаются и разрушаются в процессе развития культуры, А. Кребер делает вывод, что философия Нового времени достигла своего зенита в мышлении Канта, «а изящные искусства примерно с 1880 г. — а если говорить строже, с 1900 г. — проявляли все возрастающие симптомы того, что можно назвать разложением образца: возбужденные ритмы и диссонансы в музыке, свободный стих в поэзии, бессюжетные романы, кубизм, абстракционизм и сюрреализм в скульптуре и живописи»1. К разложению образца, или расщеплению, ведет подмена. После Возрождения, которое создало новый тип гуманизма — творчески-индивидуальный (второй после нравствен но-ритуального гуманизма Конфуция), — начался процесс дегуманизации культуры, чему способствовали наука и идеология. Э • Наука и техника в Новое время Рациональность не остается постоянной величиной в культуре, а постепенно нарастает. Исходя из типа рациональности, греческую и римскую культуру можно назвать философской, а европейскую — научной. Как Аристотель, уехав из Афин от опасности суда, уже не мог повредить торжеству философии, так не мог повредить торжеству науки отрекшийся от учения Коперника Галилей. Отречение запоздало — наука победила. Сначала развивались физические науки, точнее механика, которую создал Исаак Ньютон (1643-1727). Основываясь на результатах Галилео Галилея (1564—1642), сформулировавшего 1-й закон движения, Ньютон, добавив к нему еще два, завершил создание классической механики, которая просуществовала до XX в., когда теория относительности, отвергнувшая абсолютность пространства и времени, заменила ее, признав постоянной только скорость света в вакууме. Ньютону принадлежит и закон всемирного тяготения. Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 468. Наука и техника в Новое время Вслед за физикой развитие получила химия — одна из основных наук XVIII в. Антуан Лавуазье (1743—1794) наряду с М.В. Ломоносовым обосновал закон сохранения материи, просуществовавший до появления теории относительности. XIX — век биологии, и основное имя здесь — Чарлз Дарвин (1809—1882), писавший в своей автобиографии: «Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни были научные труды»1. Проникнув благодаря Дарвину в биологию, представление об эволюции распространилось на астрономию — модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной, а затем на физику — концепция синергетики, венчаемая моделью происхождения материи. Развивалась и техника, вступившая с наукой в тесную связь. В XVII в. изобретены телескоп и микроскоп, неимоверно расширившие границы опыта. Английский изобретатель Джеймс Уатт (1736—1819) создал усовершенствованную паровую машину, сыгравшую важнейшую роль в промышленной революции конца XVIII — начала XIX в. Затем был изобретен двигатель внутреннего сгорания. В XIX-XX вв. появились новые средства передвижения — паровозы и пароходы, автомобили и самолеты; новые средства связи и коммуникации — телефон, телеграф, радио, телевидение, сотовая связь и Интернет; искусственное освещение и т. п. В середине XX в. научно-техническая революция кардинально изменила лицо планеты. Она вывела человека в космос, создала средства, существенно облегчившие физический и умственный труд, открыла новый источник энергии — атомную и создала новые средства разрушения — химическое, бактериологическое и атомное оружие, сделавшие возможным уничтожение человечества и всего земного шара. Люди поняли, сколь опасна наука. И усомнились в ее ценности. На вершине славы и могущества наука сошла с высшей ступени пьедестала. Обратная сторона НТР — массовая культура, влияние которой явно опережало скорость приобщения человека к духовной культуре. Параллельно естествознанию развивалось гуманитарное знание. Французский просветитель Шарль Монтескье (1689—1755) заложил основы политологии обоснованием условий развития цивилизаций и принципа разделения властей — представительной, исполнительной, судебной. Голландский юрист Гуго Гроции 1 Хрестоматия по новой истории. 1640-1870. М., 1990. С. 273. Культурология в вопросах и ответах (1583—J645) сформулировал понятие «естественного права», базирующегося на разумной сущности человека, и понятие «волеуста-новлеиного права», которое должно основываться в конечном счете на естественном праве, Ж.Ж. Руссо поставил естественные права человека во главу угла и сформулировал идею государства как общественного договора. О. Конт обосновал необходимость распространения научного знания на все сферы человеческой деятельности и предложил вслед за Ламарком, в начале ХГХ в. введшим термин «биология», название науки, изучающей взаимоотношения людей, — социология. Отдельные гуманитарные науки развивались, расходясь в разные стороны, и целостность человеческого духа, в изучении которой в эпоху Возрождения заключалась их задача, была утеряна. В XIX в. возникает педагогика. Большую роль в ее создании сыграли работы швейцарского педагога Иоганна Генриха Песта-лоцци (1746— 1827). Немецкий педагог Адольф Дистервег (1790— 1866) сформулировал идею единства воспитания и преподавания в обучении. XX — век развития психологии, связанной во многом с созданием психоанализа 3. Фрейдом. Фрейд изучал влияние подсознания на сознательную деятельность человека, его ученик К. Юнг — коллективное бессознательное, а Э. Фромм использовал понятие «сверхсознание». В XX в. формируется культурология как наука о законах развития культуры. Сравнение европейской культуры с другими привело к концепции циклического развития культур и к выделению типов цивилизаций. Основателем культурологии можно считать Джанбаттыста Вико (1668—1744), автора идеи циклов в развитии культуры, и И. Гердера, сформировавшего представление о прогрессе. Последующие идеи в этой области были сочетаниями обоих подходов. Наиболее модной оказалась концепция Освальда Шпенглера (1880—1936), изложенная в книге «Закат Европы». Английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) создал концепцию развития цивилизаций, которую он назвал «Вызов и Ответ», отчасти перекликающуюся с представленной в данной книге. Эта близость, по-видимому, определяется тем, что Тойнби считал культурные причины детерминирующими процессы экономические и политические. Основные измерения новоевропейской культуры — динамичность, агрессивность, индивидуализм, рациональность — тесно связаны между собой. Ориентация на личность ведет к эсхатоло-гизму, поскольку человек конечен и заключен в крепкие эмпириче-
|