Наука и техника в России и СССР
Иванович Менделеев (1834—1907), Иван Петрович Павлов (1864—1936); изобретатели Александр Степанович Попов (1859—1905), Владимир Кузьмич Зворыкин и др. Философия и наука развивались, поскольку в каждой культуре есть определенное количество более или менее рационально мыслящих индивидов, но данные отрасли культуры не могли в целом подняться на высшую ступень пьедестала. Примеры научного синтеза в русской культуре: 1) таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева; 2) учение о биосфере Владимира Ивановича Вернадского. На этих примерах видно, что чем больше элементов и фрагментов реальности участвуют в синтезе, тем лучше. Это относится не только к русской и не только к науке, а к культуре в целом. От религии первенство перешло к идеологии (Октябрьская революция как еще одна точка бифуркации). Духовное развитие России укладывается в схему двух модификаций русской идеи — православной и коммунистической, впервые предложенную Бердяевым. На переход к главенству идеологии повлиял церковный раскол, ослабивший позиции православия, последовавший за ним светский раскол на западников и славянофилов и распространение под влиянием развития науки нигилизма, т. е. не господство науки, а, наоборот, размывание религиозных основ с помощью науки. Науку победила идеология, не дав ей подняться на высшую ступень пьедестала культуры. Русская наука подчинилась идеологии, и этим объясняется отрицание важных направлений научного исследования в СССР в XX в. О том, как идеология боролась с наукой, свидетельствует отношение к фундаментальным научным достижениям XX в. — генетике и кибернетике. Главный удар идеологии пришелся на религию как лидирующую отрасль духовной культуры и, по существу, единственную, имевшую вес в России. Досталось также философии и науке, с которой идеологии все же пришлось в какой-то мере считаться. Это пример культурной борьбы, в которой больше всего проиграла по законам культуры отрасль, применявшая физическую силу, т. е. идеология. Ей трудно теперь будет убедить тонкий духовный слой русской интеллигенции в благих намерениях и придется скрывать самое имя, чтобы не вызывать подозрений. Марксистская идеология в России впитала идеал массового мученичества и жертвенности. «И как один умрем в борьбе за это» — слова популярной революционной песни. Речь идет о жертвенности, которая присутствовала в русской интеллигенции XIX в., шед- Культурология в вопросах и ответах шей в народ, чтобы просвещать его и разделить с ним тяготы жизни (первый русский интеллигент, по Бердяеву, — Радищев). Героический энтузиазм присутствовал в XX в. в утверждении советской власти, индустриализации, коллективизации, восстановлении разрушенного Отечественной войной хозяйства. Искусство и науку в России всегда питала жертвенность, что характерно для интеллигенции (специфически русского явления), непонимаемой и находящейся между молотом власти и наковальней массы. Русский народ в полной мере ощутил на себе господство идеологии — и энтузиазм, который она несет, и тиранию, которую налагает. Сталинские репрессии — это жертвы на алтарь идеологии. Коммунистическая идеология дала возможность проявиться самоотверженности, свойственной русскому народу, его способности сплачиваться и с помощью немыслимых жертв решать поставленные задачи. Хотя выход в космос и не был главной целью идеологических правителей, именно он стал главным культурным результатом советской цивилизации. День 12 апреля навсегда станет точкой отсчета космической цивилизации. Застой начался сразу же после выхода в космос. Кукурузная эпопея, преследование инакомыслящих, атмосфера лицемерия и лжи — многое можно простить, если есть великая идея, во имя которой приносятся жертвы. Если она растаяла, жертвы напрасны. Так и произошло, приведя СССР к краху и поставив русский народ и культуру на грань выживания. Через 25 лет после выхода человека в космос, тоже в апре'ле, произошла катастрофа на земле, и она подвела черту под коммунистическое правление, показав, что космическая цивилизация должна быть в то же время экологической. Всегда случались стихийные природные бедствия — землетрясения, извержения вулканов, наводнения. Их дополнили рукотворные катастрофы — аварии на АЭС, высыхание моря и т. д. Экологи предупреждали об опасности атомной энергетики и призывали отказаться от нее, но не были услышаны. Атомная энергетика приносила прибыль, а во главе советской науки стояли физики-ядерщики с президентом АН — создателем реакторов чернобыльского типа, считавшим, что АЭС настолько безопасны, что их можно ставить на Красной площади. Почему не могли воплотиться в жизнь утопии? Не только из-за несовершенства людей, но и из-за методов воздействия на них, использования насилия — средства, противоречащего цели. СССР разрушила идеология и борьба с ней (в соответствии с точным замечанием: «Метили в коммунизм, а попали в Россию»). Идеология
|