Наука и техника в России и СССР. увлекла за собой русскую цивилизацию в пропасть
увлекла за собой русскую цивилизацию в пропасть. Последняя испытывает надлом, если не разложение, уж вызов-то точно. Ее предали власти наверху и наивные люди внизу. Реальность уничтожения СССР, его промышленного и научного потенциала служит еще одним подтверждением того, что в нынешнюю эпоху наука не способна на самостоятельное существование и полностью зависит от идеологии. В считаные годы в России наука в результате прекращения ее финансирования практически сошла на нет, и это лучшее доказательство ее зависимости. Место государства занял криминал как высшая стадия распада общества и предвестие гибели. События последних лет, когда объявленная перестройка обернулась разрушением государства, заставляют патриотов Родины, перефразируя испанского поэта Унамуно, сказать: «У меня болит Россия». В период духовного разброда в бывшем СССР нельзя забывать, что у нации, если она хочет существовать как единое тело, должна быть идея. Ее нельзя придумать. Пробуждение русской идеи будет связано с ролью России в развитии всемирной космической цивилизации. Русская всечеловечность и самопожертвование могут здесь пригодиться. Великий шоковый путь вывел Россию в космос. Будучи самым большим государством по территории, Россия по своим геополитическим показателям претендует на первенство в мире. Сможет ли она реализовать свои потенции? Имеются ли внутренние силы для такого подъема? Для выполнения Россией этой роли необходимо существенное повышение роли русской интеллигенции как творца культуры. А как же масса? Нужно, не приноравливаясь к ее слабостям, помогать ей развиваться. Общественный прогресс — результат сознательности людей, а не внешнего идеологического давления. Не отказываясь ни от чего хорошего из прошлого, идти к лучшему будущему. Стремиться к Царству Небесному и строить царство справедливости на земле вместе с природой, а не вопреки ей. Развитие русской цивилизации шло во второй половине XX в. в борьбе с другой космической цивилизацией — американской. Столкновение американской мечты и русской идеи — одно из самых важных столкновений культурных типов. Материально прекрасно оформленная и поддержанная, американская мечта о преуспеянии и обогащении борется на ее территории, осуществляя культурную экспансию, с русской идеей, которая вроде бы не столь заметна и с трудом выразима. Включая телевизор, заходя в кинотеатр или просто проходя по улице, мы становимся ареной Культурология в вопросах и ответах этой борьбы, и американская культура, особенно музыка (не вполне американская), завоевывает все большую территорию наших душ, которые долго держали в неведении о многом. • Философия США Как считают ученые, древнейшая цивилизация на территории Америки зародилась в конце II тыс. до н. э. Тойнби выделяет из древнейших американских культур андскую и мезоамериканскую (объединив в нее майянскую и мексиканскую). Это не все, а только расцветшие цивилизации Американского континента. К моменту путешествия Христофора Колумба существовала империя ацтеков на территории современной Мексики. Особенностью религиозного культа ацтеков было то, что он требовал многочисленных человеческих жертвоприношений. В военном типе культуры война служит важнейшим способом жертвоприношения, даже в буквальном смысле, как у ацтеков, которые использовали пленных для жертвоприношений богам. Представители цивилизации майя на юге Мексики приносили в жертву своих детей и собственную кровь, надрезая части тела. Государство ацтеков покорили испанцы во главе с Кортесом, заняв его столицу в 1521 г.; государство инков в Южной Америке было захвачено испанцами во главе с Писарро в 1532 г. В Южной и Центральной Америке на основе смешения многочисленного местного населения с завоевателями появились новые своеобразные культуры. Освоение Северной Америки в основном англичанами и французами шло посредством вытеснения индейцев. Во время Войны за независимость, которую вели английские колонии в Северной Америке (1775-1783), создалось государство США. «Декларация независимости» принята Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. Проект Декларации составлен американским просветителем, третьим президентом США Томасом Джефферсоном (1743—1826). Он же автор «Билля об установлении религиозной свободы», в котором отмечается, что религиозная нетерпимость и ее насильственное внедрение приводят «к искажению основ той самой религии, которую предполагали поддержать, подкупая монополией на мирские почести и вознаграждение тех, кто внешне исповедует и признает ее»1. Здесь подытожены причи- Гринденко Г.В. Указ. соч. С. 504. Философия США ны, приведшие к Реформации в Европе. В США с самого начала была утверждена религиозная свобода, что связано с тем, что в Новом Свете находили прибежище люди разных вероисповеданий, преследуемые на родине. Выдающимся американским просветителем и государственным деятелем был Бенджамен Франклин (1706—1790), один из авторов «Декларации независимости» и Конституции США. Главное событие американской истории XIX в. — гражданская война Севера и Юга (1860-1865), закончившаяся победой северян и уничтожением рабства. После этого бурное промышленное развитие сделало США одним из самых могущественных государств мира и сверхдержавой, в настоящее время после распада СССР претендующей на мировое господство. Если в Европе экзистенциалисты в XX в. заботились о свободе человеческой индивидуальности и ее подлинности (тождественности с собой), то американские философы поставили во главу угла определение принципов поведения, помогающих достичь успеха в бизнесе. Корни такого направления, получившего название прагматизм (от греч. «прагма» — дело, действие), можно найти в Древней Греции. Истинно то, что полезно для человека. В качестве примера приведем рассуждение американского философа и психолога Уильяма Джеймса (1842—1910) о выгодности веры в Бога: если вера окажется ложной, то я-ничего не теряю и не окажусь в худшем положении, чем атеист; но если она окажется истинной, я обеспечу себе спасение и вечную жизнь. Не стоит терять единственный шанс, и, значит, есть резон верить в Бога. Разум для прагматизма — инструмент достижения успеха в мире, а научные теории — орудия, помогающие в этом. Какая-либо идея становится истинной, когда воплощается в жизнь. По словам Джона Дьюи (1859-1952), разработавшего инструменталистскую версию прагматизма, функция интеллекта не в том, чтобы копировать действительность (да и почему вселенная должна существовать в копиях и может ли быть скопирована во всей полноте), а в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с объектами. У Декарта в основе всего лежала человеческая мысль, у Ницше — воля. Последнее слово прагматизма: «Мир есть то, что мы из него делаем». Этично с точки зрения прагматизма все, что способствует успеху в делах, и здесь прагматизм переходит в то, что получило название деловой этики. Наибольшая известность выпала в Культурология в вопросах и ответах XX в, на долю Д. Карнеги (1888—1955), советы которого разошлись по свету в миллионах экземпляров. Карнеги многое взял из человеческой мудрости, чтобы выработать правила общения и достижения делового успеха. Они сводятся к следующему: имеет хорошие отношения с людьми и достигает успеха в делах тот, кто максимально внимателен к другим и как можно меньше выпячивает собственное Я. Напоминает «разумный эгоизм», но здесь человек меньше думает о пользе других, а больше о себе, хотя его разум и смиряет эгоизм. Совет никого не критиковать близок философии Древней Индии. Будда говорил, что «ненависть можно устранить не ненавистью, а любовью». Карнеги предлагает не любовь, а рациональные рецепты общения. Аргументация такова: критикой никого не исправишь. Никогда не надо делать вид, что вы идеальны и всегда правы. «Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, — скажите это сами раньше его»1. «Если вы не правы, признавайтесь в этом быстро и в категоричной форме». Карнеги учит, как понравиться людям, дать им почувствовать их несуществующую подчас значительность: «Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе». «Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания». «Говорите о том, что интересует вашего собеседника». «Улыбайтесь». Совет улыбаться заставляет вспомнить об этической добродетели Аристотеля — любезности, а совет задавать вопросы — о сократовском методе майовтики. Правда, Сократ думал о достижении истины, а для Карнеги в свойственном прагматизму духе важнее привести собеседника к согласию с собственным мнением и уговорить его сделать нужное задающему вопросы. Еще один подобный совет: «Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его истинный друг»2. В этом же русле следуют соображения о том, как заставить делать желаемое вам. Карнеги приводит такой вывод Шваба: «Самый эффективный способ заставить людей что-либо сделать — это вызвать в них стремление к соревнованию. Я не имею в виду соревнование с корыстной целью, а просто соревнование с целью 1 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как 2 Там же. С. 141. Искусство США добиться превосходства»1. Вспомним, какое значение придавалось в СССР соревнованию с грамотами, досками почета и прочими атрибутами, заменявшими материальные стимулы.
|