Искусство и наука в мусульманском мире. автор рубай Омар Хайям — последовательный критик ислама
автор рубай Омар Хайям — последовательный критик ислама. Результат этого — безутешность и безнадежность, проглядывающая сквозь чашу с вином. В поэзии Хайяма преобладает скептицизм. Приход наш и уход загадочны — их цели Все мудрецы земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где коней, Откуда мы пришли, куда уйдем отселе? Слышны у Хайяма и буддистские мотивы: Жестокий этот мир нас подвергает смене Безвыходных скорбей, безжалостных мучений. Блажен, кто побыл в нем недолго и ушел, А кто не приходил совсем, еще блаженней. К этому выводу приходит тот, кто считает: Я душу получил на полержанье только И возвращу ее, когда настанет срок. Саади почти повторяет Конфуция: Муж благородный радостей нигде Не ищет, коль народ его в беде. А притчи Д. Руми (1207—1273) напоминают «Притчи Соломоновы». Дальше идет «Пленник шелковых кос» Хафиз (1325-1390). Непритязательные, но глубокие стихотворные рассказы о мудрости писал Джами, последний из славной плеяды мусульманских поэтов, который был и суфийским шейхом. В рассказе о городе людей, чистых нравом, он создал утопический образ страны, в которой нет ни богатых, ни бедных, ни господ, ни рабов. О себе Джами написал, что он нанизывает «ожерельем жемчуг слова на нитку строк»1. Прозаик Ибн аль-Мукаффа (723/724—759/760), в «Кадиле» и «Димне» перенесший ирано-эллинистическую традицию обрамленного повествования на арабскую почву, провозгласил принцип «забавляя — поучай», ставший основным в арабской дидактической прозе (или, если сказать по-восточному цветасто, «облек он мудрость в одеяние смеха»). Крупным памятником арабской культуры и по значению, и по объему является «1001 ночь». Древнейшую основу ее составляет арабский перевод VTII в. с персидского индо-иранских сказок, вхо- Классическая восточная поэзия. М., 1991. С. 577. Культурология в вопросах и ответах ливших в сборник «1000 сказок». Составленный в IX— X вв. арабский сборник «1000 ночей» содержал, помимо индо-иранских, арабские материалы. В XII—XIII вв. собрание обогатилось новыми текстами азиатского и египетского происхождения и получило окончательное название, По мере увеличения арабского ареала росло разнообразие сказок. Форма произведения — так называемая «обрамленная повесть», рассказ в рассказе — восходит к древнеиндийской литературе. «1001 ночь» напоминает и европейский «Декамерон». Широко известны сказания о Ходже (что значит духовный наставник) Насреддине — тюркском народном герое, похождения которого широко распространены в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Историческим прототипом был турок-сельджук, живший в XIII в. Впервые рассказы о Насреддине записаны в XVI в. Несколько неожиданна знаменитая «Книга попугая» Нахшаби, законченная в 1330 г., которая по форме «обрамленного рассказа» напоминает «1001 ночь», но содержит много стихотворных включений. Книга написана характерным для Востока изысканным вычурным слогом, да еще с необыкновенно тонким юмором. Общее направление развития мусульманской литературы напоминает европейское Средневековое: от героического эпоса «Шах-наме» через куртуазный эпос газелей Саади и Хафиза к сатире «Книги попугая», в чем-то аналогичной прозе Рабле, в свою очередь восходящей к Лукиану. Здесь та же линия, что в европейской культуре. Мусульмане унаследовали от иудаизма запрет на изображение живых существ, и поэтому из изобразительных искусств особое развитие в исламе получила орнаменталистика преимущественно растительного характера. Одной из форм орнамента была каллиграфия. Знаки и слова имели символическое религиозное значение. Слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые символически изображали буквы, входящие в данное слово. Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду — самый распространенный элемент мусульманской орнаментики. Например, треугольник изображал око Бога, а пятиугольник символизировал пять заповедей ислама. В VI в. сложился тип арабской мечети, напоминающий крепость с глухими стенами и квадратным или прямоугольным двором. Рядом воздвигался минарет — башня, с которой специальный служитель — муэдзин обращался с призывом правоверных на молитву. Минарет мог быть квадратным или круглым. Замечательными примерами мусульманского зодчества могут служить мечеть
|