Студопедия — Становление ислама. от языческих арабских верований; то, что он единственный Бог, — от иудаизма; а то, что Мухаммед — последний пророк
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление ислама. от языческих арабских верований; то, что он единственный Бог, — от иудаизма; а то, что Мухаммед — последний пророк






от языческих арабских верований; то, что он единственный Бог, — от иудаизма; а то, что Мухаммед — последний пророк, — от хри­стианства.

Коран («Чтение») — самый ранний памятник прозы на араб­ском языке, воспринятый как слово Аллаха, он сыграл значитель­ную роль в формировании единого литературного языка арабских народов. Исследователи признают, что Коран был неосознанным творением Мухаммеда, и помещают его между фольклором и ав­торским творчеством. Когда начинаешь читать Коран, то удивля­ешься тому, как много в нем из Библии. Многие ветхозаветные по­вествования перенесены с соответствующим изменением имен на арабский язык (Моисей стал Мусой, Иисус — Исой и т. п.). Един­ственное крупное изменение — это отказ от христианского догмата троичности Бога как Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Пред­ставление же о едином Боге, об аде, рае, дне Воскресения, Страш­ном суде, некоторые заповеди («Не клянись») перешли в Коран из Библии. Культурный идеал Корана по сути совпадает с христиан­ским.

Интересно, что в Коране в пересказе притчи об изгнании из рая говорится о том, что Сатана (Иблис) искушал первых людей попробовать плодов с «древа вечности», чем подтверждается вер­сия Фрэзера о мифологической первоначальности именно этого древа и, стало быть, желания людьми бессмертия. Райское дерево в Коране — смоковница-олива — совпадает у мусульман и гности­ков. Совпадает также знание Адамом имен всех вещей, что проти­воречит библейскому представлению о запрете вкушения с древа познания добра и зла.

Мусульманское предание о перенесении Мухаммеда в Иеруса­лим и о посещении им ада и рая, возможно, повлияло на сюжет «Божественной комедии» Данте. Представление о Страшном суде сродни не только христианскому, но и египетскому: «И у кого тяжелы будут его весы — те счастливые, а у кого легки его весы, — те, которые нанесли убыток самим себе, в геенне пребудут вечно» (Коран. 23: 104-105).

В Коране много повторов, обычных для эпоса. Отдельные час­ти — суры — распределены по объему. Ранние суры — короткие, поскольку в начале своей деятельности Мухаммед говорил резки­ми, отрывистыми фразами, в конце Корана поздние, ниспослан­ные в Медине, когда проповедь Мухаммеда стала более спокойной и рассудительной, — длинные.

Ангелы пришли в Коран из христианства, а вот джинны — духи, могущие быть и дружественными, и враждебными людям, — ис-


Культурология в вопросах и ответах

конно аравийские существа. Злые джинны назывались еще шайта­нами. Они были опорой дьявола — Иблиса. Ангелы жили на небе­сах, джинны — на земле. Ангелы в Коране ниже человека в том смысле, что Аллах научил человека именам всех созданных вещей, а ангелы не могли назвать их, хотя человека Бог создал из глины, а ангелов из огня. Отсюда истоки неповиновения Иблиса: как мож­но кланяться созданным из глины людям существу, созданному из огня? Потомство людей на земле стало объектом борьбы между Аллахом и Иблисом. Здесь элементы зороастризма. Аллах предос­тавляет право Дьяволу искушать людей и наказывает тех, кто под­дается.

Мировая история предстает в Коране как цепь катастроф, про­исходящих с разными народами, созданными и уничтожавшимися Аллахом. Пользуясь дарованными Аллахом благами, каждый из народов забывал про веру и становился обуреваем гордыней. Аллах избирал из среды людей пророков, чтобы его проповедь обращала людей к вере. В тяжелые времена неверия и развращения появлял­ся пророк, который пытался вернуть людей на путь истины. Боль­шинство людей насмехаются над ними, пророков побивают кам­нями, но каждый пророк старается выполнить свою миссию на языке времени. У пророка и Аллаха есть взаимные обязанности. Пророк должен быть терпелив, а Аллах должен ему помогать в вы­полнении его миссии. В ответ на обвинения во лжи и сумасшест­вии Мухаммед говорит: «О народ мой! Творите по своей возможно­сти; я тоже буду делать, и потом вы узнаете, к кому придет наказа­ние, унижающее его, и кто — лжец. Выжидайте же, я вместе с вами жду!» (Коран. 11:95-96).

Коран постоянно подчеркивает значение немногочисленных пророков и праведников, без которых мир был бы уничтожен Бо­гом, ниспосылающим катастрофы, в которых гибнут все, кроме уверовавших. Постоянно упоминается, что Аллах милостив и ми­лосерден, но тем не менее в Коране столь же часто подтверждается тезис о неизбежности наказания для неверующих. Жестокость Ал­лаха оправдывается следующим: «Аллах не был таков, чтобы их ти­ранить, но они сами себя тиранили» (Коран. 30: 8).

Итак, Коран рисует такую картину мировой истории. Сменяв­шие друг друга народы достигали благоденствия по воле Аллаха, но затем забывали о Боге, переставали следовать указаниям послан­ных им пророков, и за это Бог насылал катастрофы, в которых они погибали. Такая схема развития мира хорошо сочетается с принци­пом жертв и подмен.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия