Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью. 5 страница




Культурное самосознание позволяет рассматривать собственный образ жизни как один из возможных, а не абсолютно правильный

Перекрещивающиеся культурные давления - одновременное давление различных, накладывающихся друг на друга и не совпадающих в своих сущностях культур, в границах которых живет человек

Культурный контакт установление взаимодействия и социальных отношений между группами, живущими в рамках отличающихся друг от друга культур

Культурный конфликт - антипатия, враждебность или борьба между контактирующими группами различного образа жизни, диктуемого их культурой

Конфликт поколений Вариант культурного конфликта, обостряющегося в период быстрых культурных изменений, при котором младшее поколение осваивает культурные образцы и взгляды, отличающихся от образцов и взглядов, типичных для старшего поколения

Специфика социологического исследования культуры

Социология изучает культуру на теоретическом уровне – исследуются структура, социальные закономерности развития и функционирования культуры, социальные институты культуры.

На эмпирическом уровне исследуется поведение людей в условиях культурного взаимодействия.

 

 

Тема 44. Социологический анализ субкультур

В любом обществе существует доминирующая культура, представляющая собой совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества.

Субкультура (подкультура, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры.

Субкультура - нормы отделения от общепринятой системы ценностей, способствующих поддержанию и развитию коллегиального стиля жизни, отдельного от традиционного стиля, принято го в данном обществе.

Субкультура отличается от доминирующей языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической. Различия могут быть сильными, но субкультура не противоречит доминирующей.

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Иными словами, контркультура - это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.

На сегодняшний день контркультура - это тип протестующего мироощущения; альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художественного творчества.

 

Тема 45. Массовая культура

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует [6]. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX – начало XX века. Мы полагаем, что явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.

Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Давайте, посмотрим теперь как выглядят наиболее распространенные определения массовой культуры.

Позитивный подход: массовая культура – связующее звено между индустриализмом и постиндустриализмом; возможность использовать свободное время.

Негативный подход: Гофман Массовая культура – не духовные ценности, а коммерческие интересы. Имиджная система ценностей меняется.

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

 

* кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

* мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

* арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

 

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:

 

* ориентированность на гомогенную аудиторию;

* опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

* быстродоступность;

* быстрозабываемость;

* традиционность и консерватизм - штампы;

* оперирование средней языковой семиотической нормой;

* занимательность.

Направления:

1. Индустрия субкультуры детства (стандартизация детского воспитания)

2. Массовое – общеобразовательные школы ?

3. Архитектура

4. СМИ

5. Литература (тираж)

6. Массовые политические движения

7. Стимулирование массовой культуры – формирование стандартов

8. «Наше – не наше» -национальный шовинизм

 

Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.

Г. Гэнс 70е г.. Типология

Высокая (элитарная)

Народная – продукция в этническом стиле, которая производится в качестве товара. (Народное творчество: высокое – музеи; дилетантское)

Массовая (низкая - популярная) – вкусовая – по вкусу потребителя

 

Тема 46. Образование как социальный институт. Социальные функции системы образования.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития” [2. С.5]..

Функции института образования расщепляются на открытую (задачи освоения знаний, навыков, социализации) и латентную (воспроизводство социального неравенства). Латентная функция образовательной системы сближает проблематику этого социологического направления с исследованиями в области социальной стратификации.

Базисная функция современного образования - дисциплинарное обучение. Школа не может принять на себя ответственность за весь процесс социализации подрастающего поколения. Эту ответственность разделяют все социальные институты общества. Школа помогает освоить дисциплинарные системы знаний как педагогически редуцированное культурное наследие. С помощью дисциплинарных знаний люди осваивают культурные и институциональные практики. Вместе с тем, функция обучения органично связана с задачами воспитания, с особенностями социализации, с развитием личности учащегося. Образование ориентировано на профессиональную подготовку подрастающего поколения. Профессиональное подготовка складывается из: допрофессиональной (проф.ориентация, отбор) и средне профессиональной. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное при обретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Функции образования.

1. функция социальной мобильности - она обладает возможностями отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий; для современного человека не все виды образования достигаемы, политика протекционизма осуществляется либо на государственном уровне, либо через сословные учебные заведения;

2. функция социального контроля. Школа воспитывает законопослушных граждан. Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в быту, пользовании транспортом. При этом школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;

3. функция культурной трансляции, когда образование выступает в роли генератора и хранителя культурного достояния общества.

4. функция социальной селекции - образование служит механизмом закрепления личности за определенной группой, стратой, строем. Дюркгейм говорит, что образование воспроизводит не только типы культуры, но и субкультуры.

5. идеологическая функция - ее описал Бурдье. Любая власть стремится укрепить свое положение через идеологию, которая транслируется на общество через систему образования.

6. эгалитарная функция выравнивает стартовые возможности различных групп населения. Было бы неправильно рассматривать образование как инструмент для удовлетворения экономических, социальных, культурных потребностей общества и личности. Образование - самоценность, самоцель, оно необходимо человеку для самореализации.

7. легитимации (отобранные ценности, образцы поведения, деятельности могут приобретать в массовом сознании признание в виде базового консенсуса с ценностными предпосылками порядка только через институты социализации, к которым в свою очередь и относится институт образования. Таким образом, образование реализует функцию воспроизводства и развития образца с необходимостью обращается к функции легитимации социального порядка.)

 

Тема 47. Основные методологические подходы и понятия социологии науки

Социология науки родилась в сер 20 в.

Социология науки изучает соц. структуры и процессы научной деятельности, их взаимодействие с другими структурами в обществе и с самим обществом.

Соц. структуры изучаются на предмет регулирования научной деятельности, познания норм институционализации отношений между конкретными учеными.

Соц. процессы при изучении позволяют оценить, где, когда и как появилась наука, как наука стала соц. институтом (отличным от других).

Исследование взаимодействия науки с другими структурами позволяют оценить, как наука может сосуществовать с другими институтами, как она на них влияет, как зависит.

В центре внимания социологии науки находятся научные коллективы, научные коммуникации, отдельные ученые, факторы и условия творческого труда.

Методы социологии науки:

1. Опрос

2. Контент – анализ

3. Статистический анализ

Специфика методов в том, что изучение содержания оценок научной деятельности со слов ученых, как личностей и как непосредственных научных деятелей.

Практическая задача социологии науки в повышении эффективности вложений в науку за счет совершения соц. форм организации науки, форм включения науки в материальное производство, в образование.

Наука – компонент соц. системы, функционирующей в обществе в двух измерениях: 1) знание как элемент культуры, как вид творчества; 2) реальный институт, необходимый для удовлетворения общественной потребности в объективно – истинном знании.

Закономерности развития науки:

1) внутренние закономерности рассматриваются как конкретная последовательность проблемной ситуации конкретной науки (школа меркантилизма – проблема обобществления капитала, школа физиократов – изучение производства, школа марксизма – проблемы стоимости)

2) общенаучные закономерности (дифференциация и интеграция научного познания, взаимодействие общественных, естественных и технических дисциплин на основе универсализации, взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований)

Науку можно охарактеризовать параметрами:

1) присутствие цели деятельности;

2) конечный продукт;

3) средства и методы получения этого продукта;

4) направленность на объект с целью определить предмет исследования;

5) нормативное регулирование

Цель науки – получение рационального знания

Конечный продукт научной деятельности – это новые знания, методы, средства, применимые и в других сферах человеческой деятельности.

Критерии отличия научной деятельности:

1) научная новизна

2) обоснованность

3) систематизация

4) объективность

Научная новизна – ценность в оригинальности и смелости идей.

Обоснованность. Наука не принимает паранаучные учения, т. к. они не проверяемы посредствам приборов. Способ проверки – постоянное эмпирическое подтверждение. При обосновании теоретических знаний учитывается их непротиворечивость, возможность описывать настоящее и предсказывать новое.

Систематизация обладает особенностями: стремления к полноте описания, ясному представлению об основаниях и критериях систематизации.

Объективность – совокупность требований, которые позволяют убрать из результатов научной деятельности все субъективное.

Методы научной деятельности сориентированы на выявление теоретического и эмпирического уровня познания.

Эмпирика поставляет факты, устойчивые связи и закономерности. Основные методы эмпирики – наблюдение и эксперимент.

Теоретическое познание – это постижение реальности через построение теорий.

Средства познания. Важнейшее из них – язык: специфическая лексика и особая стилистика. Кроме того, действительность может быть понята на основе действующих законов.

Субъекты научной деятельности – ученые. Особенности научной деятельности связаны с ее стимулированием, а также защитой авторских прав.

Наука – специфический вид духовного производства, высшая форма познавательной деятельности, организованная как система генерирования объективного знания.

Гипотезы возникновения науки:

1) гипотеза о «случайном» возникновении науки Эйнштейна – Прайса. Развитие науки основано на разработке формально логических систем и на обнаружении того, что отношения можно вскрыть через эмпирику. Философия не наука, а ее предпосылка.

2) Гипотеза о паранауке и науке Нидама. Наука может возникнуть только в цивилизациях нестабильного типа. Развитие паранауки инициировано необходимостью общегосударственных и астрологических исследований.

3) Гипотеза о возникновении науки в условиях нестабильного производства. Бернал и Блеккет. Наука – момент единого процесса познания, в котором периодически происходит резкие смены парадигм.

Этапы становления науки

1) Теоретический – личность получает знание, совершает производство, передает знание;

2) Деятельный – появление нового знания: научная революция – новые средства производства.

Общий закон движения человеческого познания: устойчивость теории, парадигмы находятся в прямой зависимости от производства и обратно пропорциональны длительности жизненных технологий.

Функции науки

1. Генерирование нового достоверного знания

2. Истолкование фактов и процессов в новых понятиях, теоретических концепциях.

3. Верификация, т.е. проверка истинности выдвигаемых научных положений и теоретических конструкций

4. Предсказательная, прогностическая

5. Распространение полученных знаний

6. Реализация полученных знаний в технике и технологии сообразно целям, нормам, критериям

7. Компонент духовной культуры

 

Тема 48. Этнос как объект этносоциологии

Этнос - Ю.В. Бромлей - некоторое множество людей, обладающее или включающее в себя три элемента: 1. социальная группа, Т.е. люди связанные определенными отношениями; 2.этнические признаки; 3. этническое самосознание, выраженное в этнониме (т.е. они осознают свое единство, а также отличие от других групп).

Этнические признаки - специальные социальные маркеры, которые позволяют дифференцировать этнические группы (язык, жесты).

Происхождение, сущность, функции, закономерности формирования и развития этносов изучает специальная социологическая теория - этносоциология. Последняя возникла на стыке общей социологии и этнографии и уделяет главное внимание изучению взаимосвязи и взаимообусловленности социальных и этнических процессов: особенностям культуры, быта, ценностным ориентациям, структуре профессиональной занятости, миграционной и трудовой мобильности различные этносов, а также тому влиянию, которое оказывают эти особенности на функционирование и развитие общественной системы в целом.

Часть этноса, ядро которого находится в другой социальной системе, государстве, регионе и т.п., - называется в социологии этнической группой.

- Сами этнические группы могут находиться в компактном и распыленном (дисперсном) состоянии. К этническим группам принадлежат так называемое русскоязычное население в странах СНГ, русские общины в США и Канаде и др.

Три подхода к пониманию этнического феномена - примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский.

В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи».

Авторы и последователи другого - эволюционно-исторического направления рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами - языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп.

Бромлей (инструменталистский подход). Этнос – соц. общность или группа людей, проживающих на единой территории (имеют представления о родине предков), обладающая относительно стабильными особенностями культуры и психического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований

Конструктивизм базируется на идее о том, что социальная реальность и конкретные социальные феномены конструируются индивидами. Конструктивизм подходит к этничности как к социальному конструкту; конструируется индивидами.

Структура этнического самосознания.

Ю.В. Бромлей ввел в научный оборот узкое и широкое понимание этнического самосознания. В узком понимании этническое самосознание интерпретируется как осознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории.

Если говорить в обобщенной форме, то в структуру этнического самосознания входят: осознание принадлежности к этнической группе, «образ мы» и этнические интересы.

Под «образом мы» имеются в виду не только автостереотипы, т.е. представления о характерных чертах группы, но и другие представления о своем народе, его культуре, территории и т.д.

Этническое самосознание имеет сложную структуру. В него входят психологические (отождествление себя со своей этнической группой), когнитивные компоненты - представления, составляющие «образ я», а также эмоциональные (оценка и отношение к себе и другим) и поведенческие (система установок, готовность к действиям, выраженность интересов).

В период национальных движений и конфликтов особенно заметно возрастает влияние представлений, черпаемых из далекого прошлого. К ним относятся представления о великих временах в истории, успешных правителях, героях, о древней культуре, обращение к которой, как предполагается, «спасет» народ (традиционализм). Возвращение к традиционности часто называют «архетипами» сознания. Мы говорим именно об архетипах исторического сознания как части (элементе) этнического самосознания.

Элементом когнитивно-эмоциональных компонентов в структуре этнического самосознания является и система этнических стереотипов. Этнические стереотипы - это приписывание каких-то черт народу. Они, конечно, могут отражать те или иные реальности, но в целом их неправомерно оценивать как характеристику народа. Такими типичными приписываниями. являются, например, «русская лень» или «кавказская воинственность».

Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты.

К этническим меньшинствам относят группы, во-первых, численно меньшие, чем этническое большинство в государстве (титульные этносы), во-вторых, находящиеся в не доминирующем положении, в-третьих, обладающие этнокультурной спецификой и желающие сохранить ее. Они могут быть частью этнонации, проживающей за пределами основной территории самоопределения последней (грузины в России, татары в Сибири и др.); могут быть группой сохраняющего свою идентичность народа, но разбросанного по многим странам и не имеющего своего государства (цыгане, курды); могут быть народом территории внутренней колонизации (эвены, чукчи); наконец, группой обосновавшихся на постоянное жительство граждан - в прошлом иммигрантов (немцы Поволжья, испанцы в России).

Этногенез - происхождение и развитие этноса.

Этнические процессы – изменения, в результате которых происходит изменение отдельных элементов в этнической структуре. Они бывают этноэволюционные (изменение количественных характеристик: пол, элементы культуры и т.д.) и этнотрансформационные (качественные изменения, изменение этнического самосознания).

Характеристика этнической структуры российского общества. Национальная структура населения России и ее изменения за три четверти века.

Главные тенденции последнего десятилетия - снижение в населении доли русских и рост доли народов Северного Кавказа - наметились еще в 1960-х гг., а сокращение удельного веса финских народов и народов Европы даже в 1930-х (а возможно и раньше).

По сравнению с довоенными переписями, из первой двадцатки народов ушли поляки, коми, карелы и евреи (18,17,14 и 9 место в 1926г.) и понизились в ранге немцы и мордва (6,4 место в 1926г., 14 и 8 в 1999г.). А появились в первой двадцатке: осетины 1939г., кабардинцы в 1970 и даргинцы в 1989г. (15, 18 и 20 место в 1999г. соответственно) и сильно повысились в ранге чеченцы и аварцы (13 и 20 место в 1926, 7 и 13 в 1999г.)

 

Классификация этносов:

-по численности (большие и малочисленные)

-принадлежность к определенной религии

-географическая

-принадлежность к языковой семье.

 

Тема 49. Межэтнические конфликты как сфера научного анализа в этносоциологии

Социальный конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.

Социальный конфликт - в узком смысле - конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экономического и статусного положения в целом или в сравнении с другими группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой.

Межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».

Межэтнические конфликты множественны по своей природе. Даже если этнокультурные требования (язык, образование и т.п.) демонстрируются как главные, то за ними всегда можно обнаружить социальные интересы.

Задача социологического исследования - выявить мотивацию и реальные интересы участвующих в межэтническом конфликте групп, их символы и ценности, проецирующиеся на отношения между этносами. Именно поэтому для понимания и регулирования конфликтов важно проанализировать их причины и конкретные социальные ситуации, в которых действуют социальные группы этнических общностей.

В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Современные этнические конфликты имеют разные исторические истоки. Следовательно, пути их разрешения также могут быть разнообразны.

Этнос характеризуется существованием жестких культурных и социальных механизмов интеграции, которые обусловливают стремление личности видеть оправдание своего существования, основную ценность в своем растворении в сообществе.

Столкновения между этносами в древности рассматривалось сторонами как естественные и неизбежные, требующие мобилизации всех воинских сил этноса.

Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями.

Различают несколько форм этнических конфликтов: межэтническая напряжённость и политическая борьба, спорадическое насилие и погромы, этнические чистки, открытая вооружённая борьба. Почву для таких конфликтов могут составлять прошлые межэтнические распри, войны, совершённое в отношении этнической группы насилие со стороны других групп или государства, религиозная нетерпимость и культурно-исторические споры. Их участниками могут быть представители одной и более этнических групп, он может носить межгрупповой характер или происходить между группой и государством.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 146. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия