А в каком возрасте мужчина и женщина наиболее готовы к деторождению?
Конечно, каждая пара это решает сама (универсальная отговорка всех психологов). Но есть одна распространенная ошибка. Женщина, следуя материнскому инстинкту (а он часто пробуждается очень рано), «сознательно» решает стать матерью в возрасте от восемнадцати лет до двадцати одного года… Но ведь считается, что это наиболее подходящий детородный возраст. Иллюзия. Все определяется чистотой жизни и теми условиями, в которых Человек жил, рос и формировался. Зачастую получается так, что еще не окрепший, разбалансированный психический аппарат привлекает так же психически обремененную душу. Мать и ребенок порою становятся бременем один для другого. Мать переносит на ребенка свои негармоничные состояния, воспитывает его требовательно и агрессивно… Ребенок, соответственно, растет нервным, нездоровым и потенциально невежественным. Наиболее подходящий для деторождения тот возраст, когда оба партнера достигли определенной внутренней гармонии в общении друг с другом. Независимо от циклов ментального развития? Независимо от циклов. Хотя и можно условно сказать, что Человек вступает в период духовной зрелости в двадцать семь лет. Вернемся к теме «чистого листа». Возможно ли и нужно ли развивать у ребенка те способности, к которым у него нет определенной тяги? Я тебе приводил пример с писательской семьей… Твои знакомые, скорее всего, не обращали должного внимания на своего сына или начали делать это слишком поздно. Если бы их мысль работала в верном направлении еще в период беременности женщины и в первый год после рождения ребенка, несомненно, они достигли бы успеха. Если бы они начали заботиться о правильном воспитании хотя бы на третий год, они бы достигли успеха. Но они, как и большая часть интеллигентных, но, увы, невежественных родителей, вероятно, дождались того периода, когда ребенок уже начал читать. Это ошибка. Это уже поздно? Поздно. Бывает, что уже и в пять лет многое упущено. Я говорил, что эффект tabula raza наиболее силен в раннем младенчестве; он достигает кульминации в трехлетнем возрасте и затем медленно идет на спад. Говорят, что в хороших еврейских семьях (пытаясь заставить тебя улыбнуться) не оставляют способности детей неразвитыми. Если родители замечают в ребенке определенные задатки к музыке, к рисованию, к математике, к чему угодно, то начинают их развивать, стараясь наставить своего отпрыска на этот путь. Правильно ли они поступают, или следует оставить ребенка самостоятельно развиваться? Они поступают правильно. Все, к чему ребенок выражает интерес, должно быть развито. Иначе - все равно, что не поливать растение, которое уже дало всходы. Огромную ошибку делают те родители, которые пытаются направить путь ребенка в соответствии только с собственными представлениями о благе. Это закончится психической травмой для ребенка, а в дальнейшем – и несчастьем для родителей. Еще в младенчестве ребенку должны быть предоставлены все возможности выбора. Он должен иметь возможности рисовать, конструировать, слушать медитативную и вообще гармоничную музыку… И литературу, естественно… Ему должны читать. В три года, как ты понимаешь, он сам читать не может. Из всего этого складывается предрасположенность ребенка к тому или другому. С ним следует заниматься определенными физическими упражнениями, но в начале – прививать ему чувство ритма: показывать, как упражнения выполняют мать или отец; младенца нужно раскачивать в соответствующем ритме, помогать ему ритмично двигать руками и ногами, в особенности – когда его купают и он находится в воде… И конечно, следует обучать его релаксации и молчанию. Родители зачастую считают, что они будут хорошими воспитателями, прививая ребенку некие общие моральные принципы; а следуют ли они этим принципам сами, осознают ли их – неважно. Да, ребенок может вырасти приличным, хорошим и даже великим Человеком, если его родители невежественны и негармоничны. В этой ситуации этические принципы могут расцвести в нем сами. Некогда они были посеяны, и ребенок обладал достаточной внутренней волей, чтобы их вырастить. Но никто не может сформировать в любой внешней среде (а в данном случае – в другой человеческой душе) то, чем он не обладает сам. Мы не можем ничему доброму научить ребенка, не имея этого в себе. В противном случае – ему придется учиться самому, опираясь на собственную внутреннюю природу, собственную волю к осуществлению. Итак, работа над ребенком – это, в первую очередь, работа над собой. Мы полагаем, что достаточно говорить ребенку: «Не делай зла, будь хорошим, иначе будет так-то: ты встретишься с такими-то трудностями, ты будешь наказан…» Но мы говорим это устами, а наше сердце молчит, наше сердце этого не чувствует. Умение наполнять каждое слово абсолютным осознанием его смысла сделает безусловным понимание ребенка. Ребенок особенно остро чувствует ложь, потому что приходит к нам из Мира Истины. И все, что мы говорим во лжи (что может быть правильным внешне, но не наполненным изнутри), он почувствует и отвергнет. А если у ребенка нет никаких внешне проявленных способностей? Ребенок самый обыкновенный: играет, как все дети; в меру интересуется тем, в меру интересуется этим… Его развитие происходит естественным образом, самостоятельно. Не бывает детей без каких-либо конкретных задатков. Просто есть зерна, которые могут прорастать медленнее или остаться незамеченными. Следует внимательно наблюдать за интересами ребенка и поощрять в них все гуманное и гармоничное; мягко ставить барьеры, которые помешали бы формированию наклонностей жестоких, злых и эгоистичных. С самого раннего детства ребенку следует прививать желание давать, отдавать, уподобляться Солнцу. Пусть это станет и постоянной темой медитации родителей. Говорят, что ребенка можно научить делиться – приучив отдавать игрушки. Но это лишь одна из форм, и таким образом можно привить ему заученный рефлекс отдавания своего. Лучший способ – это учить его быть лучезарным, не стесняться в проявлении своих добрых чувств. И ребенок вырастет щедрой личностью. Щедрый Человек вознаграждается сторицей. Таков закон Кармы. Многие люди, видя в ребенке склонность к щедрости, ограничивают его, боясь, что в дальнейшем он потеряет имущество и останется неприкаянным, необеспеченным или обманутым другими людьми. Это заблуждение. Нищим остается тот, кто пытается только получать. А рука дающего, как сказано, - не оскудеет. Ну, некоторые родители восхищаются эгоизмом своего ребенка, его заявлениями: «не дам игрушку», «мое»… Инайят Хан сказал однажды: «Эгоист является бременем для собственной души и для самой Земли. Он с трудом несет самого себя». К его словам можно добавить, что эгоизм ведет к смерти души, так как это энергия сжатия, коагуляции... Эгоистом владеет иллюзия, что он, поглощая все, что можно, вокруг себя, получит больше силы и жизненных ресурсов. На самом деле, если уподобить Человека клетке в организме Вселенной, такая клетка не способна удержать и использовать энергию, которую поглощает. Она начинает болеть и накапливать яд. Мне хотелось спросить: «А как бороться с детским эгоизмом?» Но напрашивается более конкретный вопрос: «Как родителям бороться с зачатками детской агрессивности, которая проявляется в жестокости к живым существам - к птицам, кошкам, насекомым?» Борьба никогда не оправдывает себя. Противостоять же любым негативным качествам, которые пробуждаются в ребенке, и помочь ему справиться с любой внутренней проблемой можно только одним способом – показывая ему абсолютную альтернативу этой проблеме в собственном характере, поведении, речи и способе мышления. Ну вот тебе конкретный пример. Родители замечают, что… Ты не услышал. Повторю: «показывая абсолютную альтернативу проблеме ребенка в собственном характере, мышлении, поведении и речи». В любых обстоятельствах, при любом действи. Это очень важно.
|