Теперь такой вопрос: следует ли родителям пытаться предохранить ребенка от столкновения с жестокостью и болью этого мира?
Когда родители прилагают такие усилия, они превращают свое дитя в «ненюханный цветочек». Пересадите горшечное растение в поле – и первый порыв ветра сломает его. Я часто даю этот пример - он точен. Горшечное растение выросло в тепличных условиях: о нем чрезмерно заботились, его чрезмерно опекали. Для украшения дома оно выполняет свою функцию, но для сотрудничества с живыми силами природы - не приспособлено. Здесь следует соблюдать золотую середину. Ребенка нужно предохранять от прямого столкновения с толпой во всех отношениях и всегда. Толпа есть абсолютное зло для души ребенка. Ребенка следует предохранять от просмотра травмирующих фильмов, где культивируются насилие и жестокость. Это развивает в нем агрессивность. То же самое следует отнести к многочисленным компьютерным играм, построенным на принципах убийства и уничтожения. Западные специалисты говорят: «Это полезно, это развивает реакции и логическое мышление». А я наблюдаю иное: постепенное порабощение творческого и этического мышления ребенка – концептуально-схематическим и эгоистическим. К этому ведет чрезмерное увлечение компьютерными играми с выраженной агрессивной компонентой. Ребенка нужно предохранять от развития в нем драчливости. Ему не следует покупать игрушечное оружие, позволять играть в войну. С раннего возраста ребенка можно обучать философии боевых искусств, однако – если родители владеют такими знаниями. Подлинная философия боевых искусств закаляет тело, дает смелость и категорически пресекает в ребенке драчливость. Это дисциплина ума, в первую очередь. Ребенку не следует внушать ложную мысль, что зла и насилия не существует в этом мире. Иллюзии и неведение приведут к тому, что мы вырастим существо, смотрящее на мир через «розовые очки», не имеющее понятия об истинных и ложных ценностях. Говорится, что наибольшей полноты и самореализации в мире достигает Человек, который адекватно видит недуги мира и полон решимости их исцелять. В ребенке следует формировать позицию Боддхисаттвы – сострадательного существа, готового служить людям - в любой профессии, в любой форме и при любом действии. Но я делаю акцент на том, что многие родители с трудом могут представить себе вред, который ребенок получает от игр в войну, стрельбу, от размахивания саблей. Считается, что таким образом мы с детства формируем защитников отечества, сильных и смелых людей. Но это ложь. Большая часть людей, наработавших агрессию с детства, как правило - люди слабые, идущие на поводу у своих страстей: униженные и унижающие сами себя. Большинство отцов считают, что уча своего ребенка развивать кулаки и давать сдачи, они укрепляют его характер… И такая учеба действительно идет от желания защитить ребенка, научить его выживать в сложных обстоятельствах и в опасной среде. Я бы посоветовал этим отцам внимательнее прочитать Евангелие. Есть родители, которые боятся даже выпустить своих детей на улицу (продолжаю тему «ненюханного цветка»), опасаются, как бы с ребенком чего не случилось. Есть ведь такая болгарская поговорка: «закрытое молоко и кошка не вылакает»… Так в детях формируется качество закрытого сердца, которое также может привести к «уходу в себя». Ребенок замыкается в своем мирке, растет слабым, апатичным и часто ищет реализации в иллюзорном мире. Сегодня такую иллюзию реальности может легко предоставить компьютер и Интернет. Неготовность встретиться с проблемами всегда сказывается болезненно на развитии личности ребенка. Я беседовал с сыном умных и интеллигентных родителей, которые потеряли контакт с мальчиком. Тот – судя по всему душа тонкая и ранимая, наделенная большим природным интеллектом, в четырнадцать лет большую часть своего времени проводил за компьютером. Спрашиваю: «Ты читаешь классическую литературу?» Он говорит: «Нет, мне неинтересно». Я говорю: «А что-то из религиозных текстов? Евангелие, например?» Он говорит: «Мне неинтересно». И тогда я задал ему простой вопрос: «Не кажется ли тебе, что, по крайней мере, некоторые люди обладают добродетелями в этой жизни?» Он не стал с этим спорить. Я говорю: «А не кажется ли тебе, что хорошо бы каждому Человеку обладать какими-то добродетелями?» И с этим он не стал спорить. Следующий вопрос, который я задал: «Не кажется ли тебе, что добродетели подобны семенам; которые растут постепенно в Человеке; и их рост зависит от того, чем их поливают?» Он не возразил. «В таком случае, скажи мне, если ты станешь авторитетным программистом или математиком, будет ли это относиться к твоей профессии или к твоим добродетелям?». Тут он говорит: «К профессии, конечно». Я говорю: «Не целесообразно ли в таком случае сформировать еще и несколько добродетелей, поливая их той водой, которая ускорит их рост? Ведь ты держишь свой колодец сухим». Он задумался над этим.
|