Речь шла о продолжении учебы на небе. Ты больше говорил о том, как небесные школы влияют на земного человека. А может ли учиться на небе душа умершего?
Все в мире следует процессу ученичества. Если верно то, что расширяется и умножается мудрость Божия, то и мудрость человеческая следует этому же принципу. После освобождения от физического тела дух продолжает свое ученичество, он умножает свой творческий объем и потенциал, он растет. Здесь уместен термин «космическое сознание» – то сознание, которое растет синхронно с космосом.
«Может ли истинный духовный Учитель оскорблять своих учеников, тем самым испытывая их или провоцируя на что-то? Может ли он сквернословить?» Об этом сказано: «Нельзя прийти к Богу путями дьявола». Но подчеркнем, что иррациональное поведение и оскорбительное поведение – это не одно и то же. Буддийский мастер, который «испускал газы» перед толпой, никому не навязывал свой способ мышления и действия. История такова. Его долго упрашивали вызвать дождь. А он избрал для этого именно такой – свой – способ. Почему? Для того ли, чтоб смутить рациональный ум толпы? Для того ли, чтобы заставить людей задуматься о его странном поведении? Для того ли, чтобы сказать свою знаменитую фразу: «Неважно, что ты делаешь, важно, как ты это делаешь»? Однако дождь он действительно вызвал. Не будем путать также испытание, которое сознательно дает тебе Учитель, с эксплуатацией энергетических и этических ресурсов ученика. В случае оскорбления не может идти речь о каких бы то ни было испытаниях... Но ты сам раньше приводил пример того, как оскорбляли молодых учеников в школе Пифагора, говоря: «Дурак! Он ничего не понимает и т.д.» В школе Пифагора человеческое достоинство считалось священным. Порог, через который должен был перешагнуть ученик, при поступлении в пифагорейскую школу, сводился к одному единственному такому испытанию, и оно базировалось на огромном моральном авторитете Пифагора. Что касается тех «гуру», которые постоянно демонстрируют своим ученикам какие-то, мягко говоря, негармоничные действия, пытаясь выдавать их за Божественные откровения или за вдохновленные свыше проявления иррационального ума, то их остается только пожалеть. Принцип всегда один – действительный Учитель тонко чувствует грань между тем сарказмом, который может, пусть болезненно, но привести ученика к переосмыслению, и – унижением его достоинства. Подлинный мастер никогда не будет следовать путем антиэстетизма, дисбаланса и грязи, потому что – повторяю – нельзя прийти к Богу путями дьявола. Существует также психологическое мнение, что полезно материться. И некоторые наставники в разных традициях готовы использовать нецензурные выражения для того, чтобы «заставить ученика лучше осознать собственную природу, снять с него комплекс произношения этих слов» и так далее...
|