Вопрос 15. Что можно сказать о власти первых Романовых?
Избрание Земским собором Михаила Романова не стало прецедентом в развитии ограниченной монархии, т.к. его отец митрополит Филарет истолковал избрание сына не как одного из бояр, а как родственника Ивана Грозного, т.е. – наследника его Божественной и самодержавной власти. По приговору Земского собора, Михаил Романов (1613-1645) избирался «от Бога, а не от людей». А именно: Михаил становился царем как «сродич» царя Федора Иоанновича и наследник «прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных российских государей царей». 21 февраля 1613г. Земский собор утвердил нового царя, однако собор не сопроводил акт избрания никаким сопроводительным договором, по образцу договоренностей с Годуновым и Шуйским. Тем самым власть окончательно и бесповоротно приобрела самодержавно-легитимный характер. Единственное условие, которое оказалось принято Михаилом Романовым – обещание править при помощи Земских Соборов. При Алексее Михайловиче Романове (1645-1676) была реорганизована система управления государства, став предпосылкой будущих реформ Петра I. Органы власти: Боярская Дума, в которую входили бояре и окольничие, думные дворяне – незнатные люди. Четвертый думный чин – думные дьяки. Ведение Думы: внешняя политика, законодательство, введение налогообложения, местнические споры. Ближняя (тайная) Дума – группа наиболее доверенных лиц близ царя. Именно ее роль при Алексее Михайловиче неуклонно возрастала. Законодательство включало в себя царскую инициативу, коллективное решение бояр и последующее утверждение царя. Согласно Соборному Уложению 1649г. приговоры (решения) Боярской Думы являлись законодательным источником наравне с царскими указами. Общая законодательная формула 17в.: «царь указал и бояре приговорили». В 17в. соборы являлись постоянно действующим учреждением. Всего известно 57 соборов, из которых 46 относятся к 17в. Этот институт выражал общественное мнение населения, исполняя наблюдательно-контрольную функцию. Обязательным условием легитимности важнейших государственных событий являлось народное одобрение. Систематический созыв Земских Соборов объясняется слабостью центральной власти, которая не могла без помощи дворянства и верхушки посада наладить восстановление разоренной интервенцией страны. Когда власть окрепла, а на местах сложилась развитая система воеводского управления, Земские Соборы начинают созываться от случая к случаю, в основном при необходимости найти в среде дворянства поддержку предпринимавшимся правительством сборам средств и людей для военных нужд. Фактически прекращает деятельность после 1653г., когда последний Земский Собор полного состава вынес решение о принятии Левобережной Украины в российское подданство. Главной опорой монархии, превращающейся в абсолютизм, становятся бюрократия и армия; увеличивается количество приказов. В 16-17вв. значение обычая было еще больше, чем закона. Идея правотворчества пока не признавалась, а нерушимость старины являлась общим лозунгом всех субъектов управления и населения. Сами цари свой авторитет ставили ниже старины, признавая, что по своему усмотрению они не могут творить право. Это – патриархальная монархия, ограниченная аристократией, представительными учреждениями и церковью, а внутренне – обычаем, традицией, законом. Московское царство в отдельных аспектах приближалось к деспотической монархии, но отнюдь не было тождественно форме «восточной деспотии». Введение единого для всей страны и напечатанного кодекса законов – Соборного Уложения 1649г. – четвертого основного закона России, сделало возможным унификацию и упорядочение правовых норм, а также судоустройства и судопроизводства на территории всего государства.
|