Хореографический текст ориентирован на зрелищную выразительность и воздействие на зрителя
Так как при исполнении таких хореографических произведений, как балет или сюжетный танец, зрителям не объясняют сути происходящих на сцене событий и не называют действующих лиц, то обычно все эти сведения излагаются в либретто. Не нужно путать программу с либретто. Либретто - это краткое изложение действия, описание уже готового хореографического сочинения, в котором есть лишь необходимый зрителю материал. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДРАМАТУРГИИ
Основой драматического действия является действенный факт - препятствие (ситуация), предлагаемые обстоятельства. Такие действенные факты мы называем событиями. В драматическом действии они возникают благодаря тому, что разные группы персонажей, двигаясь к своим целям, совершают ряд противоположно направленных поступков, т.е. вступают в драматический конфликт.
Драматургия возникает только там, где есть конфликт. А.Г. Соколов: «Конфликт – основная движущая сила сюжета, его развития. Конфликт – пробный камень характера всех персонажей. Конфликт – побудитель поступков героев. Конфликт – противостояние двух сил, двух начал, двух устремлений, двух желаний. И, наконец, конфликт – главный возбудитель интереса зрителей к произведению. Конфликт не может стоять на месте, он обязательно развивается, обостряется, углубляется и даже трансформируется». Существует три основных вида конфликтов:
Более того, конфликт может, а иногда и должен присутствовать не только на смысловом, но и на зрительном и музыкальном уровне. Конфликт можно понимать как осмысленный контраст. В конфликт могут вступать две живописные техники, изобразительное решение двух противостоящих друг другу персонажей (различная лексика, костюмы, лейтмотивы). Являясь толчком к действию, конфликт определяет собой движение сюжета и разрешается в финале произведения. Конфликт развивается по принципу тезис - антитезис - синтез. Где тезис это - исходное событие-положение, выраженное основной группой ролей; антитезис - воздействие на него, выраженное конфликтной группой ролей; синтез - заданный финал. У конфликта всегда есть причины (предпосылки) и цель. Целью конфликта является стремление личности или общества занять господствующее положение путем физического или психологического воздействия. Ситуация возникшая в результате разрешения конфликта становится предпосылкой для нового конфликта. Конфликты или события должны помочь автору раскрыть идею, показать истинное лицо, характер персонажей. Конфликты (события) определяют количество и роль каждого из персонажей.
|