ДРАМАТУРГИЯ
Слово «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает действие. Драматург хореографического произведения, кроме знания законов драматургии вообще, должен иметь четкое представление о специфике выразительных средств, возможностях хореографического жанра. Функции драматурга в хореографическом произведении выполняются не только драматургом-сценаристом, они развиваются, конкретизируются, находят свое хореографическое решение в творчестве балетмейстера-сочинителя. Работа над любым драматическим хореографическим произведением начинается с замысла, с написания программы этого произведения. Программа - это предварительный этап творческой обработки изученного материала. Программа содержит подробное изложение сюжета, последовательное описание причин событий (фабулу), развернутую характеристику основных образов (действующих лиц), четкое обозначение основного конфликта и расстановку борющихся сил. При необходимости указывается время и место действия и социальная среда. В программе необходимо определить жанр будущего произведения. Нужно тщательно проверить, насколько в программе соблюдены законы драматургии, т.к. драматургия, заложенная в программе, определит в дальнейшем драматургию музыкальную и хореографическую. Сюжет –это авторская интерпретация событий, рассказ автора о них в той последовательности, которую он сочтет для себя наилучшей. "Фабула - это то, что на деле произошло; сюжет - это способ ознакомления с этим читателя". (Томашевский) Фабула отражает причины событий и поступков, в сюжете часто скрытые от героев. Программу создает драматург. В ней он излагает конструкцию будущей постановки – акты, картины, эпизоды. Но программа это еще не хореографическое произведение, так как она не включает в себя музыку и хореографию. Чтобы композитор мог приступить к сочинению музыки, необходим сценарий. Сценарий хореографического произведения это подробная разработка сюжета на отдельные музыкально-танцевальные номера. В хореографии сценарий называется композиционным планом. Неудивительно, что разработкой композиционного плана должен заниматься специалист-хореограф. Композиционный план – это развернутый хореографический сценарий балета (либо концертного номера), включающий режиссерскую разработку сюжета; в нем рассказывается, как на сцене будет решаться идея и тема произведения, будут раскрываться образы действующих лиц. Заложенная в программе схема будущего хореографического произведения находит в композиционном плане свое развитие: хореографические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрывается характер героев. Действие разбивается на режиссерские куски, определяется основная задача в каждом из них, намечаются мизансцены, ставится задача исполнителям, художнику. В композиционном плане могут быть отражены схемы перемещения действующих лиц по сценической площадке, условные и безусловные жесты, позы, действия, мимика, через которые обрисовываются контуры событий и переживания героев. Определяется соразмерность частей. При прочтении композиционного плана пред нами в мельчайших деталях должно возникнуть данное хореографическое произведение. Композиционный план – это режиссерско-балетмейстерское решение будущего хореографического произведения с конкретным заданием композитору, художнику, всей творческой группе. Но композиционный план еще не включает в себя хореографию, только получив от композитора музыку, балетмейстер начинает сочинять хореографический текст будущей постановки.
|