РИТМ, МЕТР, ТАКТ И РАЗМЕР
Евгений Мякотин. Музыкальная грамота (учебно-методическое пособие, Саратов - 2008) Все длительности в музыке организованы по времени и образуют определённый ритм. Ритм (от греч. rhythmós – стройность, соразмерность) – чередование и соотношение длительностей музыкальных звуков посредством метра.
Ритм создает узнаваемый характер музыки. Применительно к танцу, по ритму мы легко отличаем вальс от танго, а танго от фокстрота. Самбу от ча-ча-ча или от джайва, также как и румбу от фокстрота, несмотря на то, что темпы их исполнения достаточно близки.
Ощущение равномерного чередования сильных и слабых долей времени и называется метром.
В качестве наглядного примера возьмём простое чередование четвертных длительностей:
Используем самый простой музыкальный метр – двухдольный, где чередуются одна сильная и одна слабая доля (сильную долю выделим специальным знаком - акцентом):
Из равномерного чередования четвертей образовались короткие отрезки времени, состоящие из двух нот. В нотной записи такие отрезки для наглядности разделяются небольшими вертикальными чертами:
Эти отрезки называется тактом, а сами черты – тактовыми чертами. Таким образом, такт – это отрезок музыкального времени между двумя сильными долями. В этом случае мы можем убрать знаки акцентов, так как первая нота в каждом такте изначально является сильной долей. Иногда музыка начинается со слабой доли, то есть образует неполный такт, это называется затакт. Ощущение метра в музыке, как и в танце, передаётся через счёт. В большинстве случаев единицей измерения является четверть. Так как в нашем примере музыкальные отрезки (такты) состоят из двух четвертей, то и счёт будет вестись только до двух:
Для удобства восприятия метра в начале музыкального произведения ставят, так называемый, размер, который обозначается в виде двух цифр, расположенных одна под другой. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – длительность долей. В нашем случае это будет размер Чтобы понять разницу между метром и ритмом попробуйте ногой отбивать метр, а руками – ритм (старайтесь добиться ровности и равномерности метра – от этого зависит точность ритма):
Мы изучили двухдольный метр (размер
Кроме двухдольного и трёхдольного, в музыке чрезвычайно часто встречается четырёхдольный метр. Пример такого метра – размер
Иногда размер
Помимо размеров Наиболее часто встречающимся в музыке является размер и Счёт в каждом такте этого размера идёт до шести и кроме первой сильной доли здесь есть ещё четвёртая относительно сильная доля (то есть слабее, чем первая, но сильнее, чем все другие).
Обобщим вышесказанное. Чередование звуков, равных по времени, образуют в музыке равномерное движение - пульсацию. В этом движении, звуки некоторых долей времени выделяются ударениями - акцентами. Равномерное чередование сильных и слабых долей – метр (двухдольный, трехдольный, четырехдольный и т.п). Выражение долей метра определенной длительностью – размер (2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т.п.). Отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной - такт. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков (нот) образуют различные ритмические фигуры из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Рассмотрим еще один пример влияющий на восприятие ритма. Возьмём простой такт в размере Сильной долей здесь, разумеется, является первая «восьмушка», а третья «восьмушка» (счёт «два»), является относительно сильной долей. Попробуем сделать акцент на вторую восьмую (для обозначения акцента в музыке существует специальный знак >):
Чтобы подчеркнуть этот акцент, «утяжелим» вторую восьмую и сделаем из неё четвертную длительность:
Так у нас получилась синкопа – смещение акцента (ударения) с сильной доли на слабую. Ярким примером использования синкопированного ритма является музыка танца самба, где с помощью синкопы акцент переносится с первой на вторую четверть, за счет дробления первой (известный всем в бальных танцах счет 1 а 2). ЖАНР
Нет необходимости перечислять все многообразие жанров музыки, классификация которых еще более сложна, чем в хореографии. Важно понимать, что жанр музыки должен гармонично сочетаться с жанром и темой постановки.
|