ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА, отдельные движения (pas) и позы, из которых складывается танец как художественное целое, т. е. как произведение хореографич. искусства. Х. л. возникает на основе обобщения и специфически танц. претворения выразительных движений человека. Х. л. изучается в балетных школах, составляя основу формирования профессии танцовщика и развития его способностей. Сами по себе элементы Х. л. не являются носителями определённого образного содержания, но обладают кругом выразит. возможностей, которые реализуются в конкретном контексте танца как целого. Из последовательности и взаимосвязи элементов Х. л. складывается хореографический текст, воплощающий содержательный образ. (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981) ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ, совокупность всех танц. движений и поз в определённой последовательности, образующих тот или иной танец, танцевально-пластич. эпизод или балетный спектакль в целом. Х. т. складывается из элементов танцевального языка (хореографической лексики), которые в их последовательности и взаимосвязи образуют целостную систему. Х. т. сочиняется балетмейстером на основе музыки, предназначенной для танца (муз. драматургии балета), и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа сценич. героя. На одну и ту же музыку может быть сочинён разный Х. т., в зависимости от интерпретации её балетмейстером. Структура Х. т. зависит от количества исполнителей танцевальной сцены, образных и формальных особенностей музыки, драматургич. смысла того или иного эпизода спектакля. Наиболее сложная структура Х. т. обычно бывает в развитых формах симфонического танца. Существуют разл. способы записи Х. т., ни один из которых не является достаточно совершенным и общепринятым. Х. т. сочиняется балетмейстером и воспроизводится исполнителями, которые дают ему творч. интерпретацию, зачастую усиливающую его образное звучание. (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981) Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в хореографии зависит от того, какая сторона пластической выразительности в системе изобразительно-выразительных средств (танцевальная или пантомимная) доминирует при создании конкретной хореографической образности. Исследуя соотношения изобразительно-выразительных начал в хореографической образности, именно танец является первейшим носителем балетной образности, тогда как пантомима лишь верный помощник танца в создании развернутого пластического полотна. Хореографический образ – это танцевально-пластическое воплощение жизненного содержания: настроения, чувства, состояния, действия, проникнутых мыслью и находящих свое проявление в особой системе выразительных движений человека. Балет передает мысль через чувство, прямо запечатленное в образном танцевально-пластическом языке. Главный носитель хореографической мысли – пластический мотив. Пластические мотивы, несут зримое выражение содержательных элементов развития хореографической композиции. При раскрытии действия автор создает многообразие черт характеров своих героев, богатство пластических красок, хореографических тем. Например, в «Спящей красавице» Петипа, в адажио Авроры с четырьмя женихами принцами один пластический мотив характеризовал Аврору: повторы позы аттитюда с поддержкой четырех партнеров. Округлость устремленных вверх линий аттитюда передавала безмятежность принцессы, олицетворяющей образ зари и юности. Рассмотрим взаимосвязь между движениями образующими рисунок танца и танцевальную лексику. Рассмотрим их как две функции – композиционная и лексическая (пластическая). К композиционной функции отнесем перемещения в пространстве: по горизонтали – продвижения, по вертикали – смена высотности, ракурсно-цикличное – повороты и вращения. В процессе композиции танца перемещения в пространстве «окрашивают» пластическими телодвижениями, несущими уже другую функцию – лексическую. Танцевальной лексикой в своем простейшем виде может быть фраза или равноценное по значению понятие - танцевальная комбинация, которое можно определить как органическое сочетание движений, жестов, поз, мимики в определенном, периодически возобновленном композиционном построении, драматургическом развитии, имеющем временную длительность.
Танцевальная комбинация является важнейшим выразительным средством хореографического искусства. В ее структуре должно присутствовать главное, доминирующее движение, второстепенное, связующее, и «завершающая точка», которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы.
|