Монтаж документального видеоматериала - практика и эстетика
Пространство, которое может быть изменено посредством телевизионного монтажа, ограничено радиусом передвижения камер, и в этом отличие от кино, где перемещение камеры практически неограничено. Но и в телевидении можно раздвинуть пространство весьма широко: включить в поток изображений на экране и кадры с камер, установленных в другом городе или даже в другой стране. И воздействие такого изображения многократно усилится (по сравнению с кино) эффектом одновременности происходящего события с передачей его в эфир. Говоря о специфике телевидения, обращается особое внимание на способность телевидения к одновременности действия и просмотра, заложенную в его физической природе. А это свойство телевидения определяет фактор подлинного времени и пространства на телеэкране. Вот почему из всех видов параллельного монтажа телевидению свойствен – прежде всего, и главным образом – перекрёстный монтаж, т. е. параллельный показ действий, происходящих одновременно в действительности, в реальном времени. Перекрёстный монтаж может быть осуществлён в телевидении с полным использованием важного специфического свойства телевидения – одновременности.
Съёмки "скрытой камерой" Работа скрытой камерой вовсе не означает, что камера должна быть скрыта от посторонних глаз. Имеется виду, что люди, которых вы хотите снять, или ответственные за объект, который вас интересует, должны быть уверены в том, что съёмка не производится. Понятно, что данный вид съёмок в любом случае сопряжен как с этическими проблемами, так и с юридическими. Оба этих момента необходимо обязательно учитывать в работе. Собственно, при съёмках времени на осмысление этичности и законности своих действий, как правило, может не быть. Так что, оператор, вероятно, должен осуществить съёмку. Другое дело - использовать ли данный видеоряд для эфира. Жёстких рекомендаций здесь быть не может. Несомненно, что необходимо проанализировать вопрос о применении или отказе от применения кадров, снятых скрытой камерой, в контексте двух определений: во-первых насколько эти кадры важны для сюжета, нельзя ли от них отказаться, во-вторых, сквозь призму золотого правила "Не навреди". Вероятно, вопрос об этичности съёмок скрытой камерой нужно рассматривать применительно к каждому конкретному случаю. И, в любом случае, нужно исходить из того, что соблюдение действующего закона – на первом месте. Ведомственные инструкции, приказы конкретных начальников и т.п. – на втором, т.к. всё это может исполняться и в нарушение закона.
|