Методика подготовки сюжетов для новостных программ
Надо исходить из планирования работы на уровне редакции. Главным критерием при сборе материала в единую программу (вёрстке) является видение информационной картины дня командой выпуска. В большинстве случаев, она формируется на информации о событиях, о которых возможно узнать заранее (пресс-конференции и брифинги, совещания и заседания, визиты и встречи, митинги и демонстрации и т.д.). Просмотр газет, прослушивание радио, поддержание контактов с пресс-службами и разного рода ньюсмейкерами, способность к анализу и прогнозированию - все это и многое другое вполне может служить исходным материалом для планирования. Этот материал принимается к сведению с учетом временного фактора. Это значит, что группа выпуска должна чётко осознать: соотносится ли время события со временем выхода программы в эфир и возможна ли подготовка сюжета чисто физически; возможности перегона материала из другой страны или региона, будет ли этот материал уже смонтирован и есть ли возможность связаться с корреспондентом и как можно ранее получить текст; если материал будет перегоняться в сыром виде, есть ли физическое время для монтажа и т.д.; наличие в редакции видеоархивных материалов, а в информационной базе данных о предыстории и контексте данного события для подготовки, скажем, редакционного комментария, аналитического материала; возможно ли получение того или иного материала по системе видеообмена, от дружественной телерадиокомпании или из других аналогичных источников. В любом случае, приоритетами при отборе материала являются два фактора: - определение иерархии по значимости событий (исходя из этого фактора, принимается, в частности, решение о том, прозвучит ли информация о каком-то событии в эфире подробно, коротко, либо вообще не прозвучит); - при принятии решения о необходимости включения в программу данной конкретной темы, на первое место ставится определение возможности выдать в эфир собственные материалы редакции. Планирование происходит за день (а то и более) до события и уже в понедельник, скажем, можно узнать, что в среду в 8.00 - выезд, в 9.00 - начало заседания; в информационной компьютерной службе подготовлена вся предварительная информация о событии; выход в эфир - в выпуске новостей на 17.00. В больших редакциях обычно устанавливается дежурство репортёров. Дежурному сообщают о месте и времени события, оператор с техникой и машиной ждут у подъезда, известно время выпуска программы, к которому нужен сюжет. Готовя свои материалы для данной программы, представление о том, что от него требуется, каковы общестилистические требования программы, в какую канву ляжет подготавливаемый сюжет, должен иметь и каждый корреспондент. Есть два принципиально различных способа работы в телехронике. Способ первый: сначала пишется текст сюжета (иногда даже до съёмок, до события, если его содержание несложно и известно заранее, как, например, подписание договора, встреча в аэропорту, выставка цветов или автомобилей и т.п.), и этот текст служит руководством для съёмок соответствующих кадров, а затем репортёр начитывает его на видеоленту перед началом монтажа изображения; монтаж осуществляется чётко под фразы журналиста. Способ второй: сначала делается монтаж изображения, исходя из логики снятого материала под приблизительный план репортёра, а затем пишется и наговаривается текст. Первый способ позволяет работать быстрее, поэтому он чаще используется в телехронике. Второй – ближе к кинематографу с его традиционным предпочтением зрения слуху. Так работают при создании крупных передач, документальных фильмов. В иных случаях не лишне действовать так и в телехронике. Но всякий раз надо стремиться к тому, чтобы львиная доля информации телесюжета содержалась в изображении. «Передавать в рассказе лишь то, что не может быть показано», - это правило выведено ещё Горацием в "Науке поэзии".
|