Внестудийная телесъёмка
Одна особенность прямого репортажа с места событий - некогда подтачивать детали и снятый материал сразу же подаётся на экран. Свойственная телевидению и определяемая «живой» природой телевизионной передачи необходимость работать с несколькими камерами одновременно, таит в себе много возможностей – в этом есть динамика жизни и профессиональный азарт. Но это требует и преодоления психологических барьеров, незаурядной выдержки и быстрой реакции. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и иной профессиональный уровень, нежели умение всё делать «с колес». Известны случаи, когда репортёру приходилось в силу обстоятельств держаться в прямом эфире по 20–30 минут вместо запланированных двух–трёх, и только личностные интеллектуальные ресурсы и солидная подготовка, знание материала помогали избежать провала.
Разговор об использовании микрофонов при съёмках вне телестудии следует начать с вопросов сохранности техники. Любой микрофон, дорогой или не очень, великолепно звучащий или так себе, – сложный и хрупкий прибор. Вывести его из строя или испортить звучание ничего не стоит. Поэтому производители снабжают микрофоны различными устройствами защиты. Прежде всего, это плетёная проволочная сетка, предохраняющая капсюль и диафрагму от прямого механического повреждения – удара, царапин и т.п. Под сеткой устанавливается тканевый экран, защищающий микрофон (прежде всего, от слюны). Поверх микрофонной головки обычно надевается ещё и съёмный поролоновый экран-колпачок. В репортажной радио- и видеопрактике часто используют, особенно с микрофонами-"пушками”, экран из мехового ворса, гасящий задувания ветра в микрофон. В просторечии это покрытие именуется «собакой». Одним из самых распространённых типов микрофонов для внестудийной съёмки является накамерный микрофон, то есть микрофон, устанавливаемый на видеокамере. Его ось чувствительности совпадает с направлением объектива. Как правило, накамерный микрофон – остронаправленный, супер- или, реже, гиперкардиоидный. Иногда регулятор чувствительности микрофона (или уровня усиления) «привязывают» к трансфокатору видеокамеры, в этом случае «наезд» объективом сопровождается усилением звучания, то-есть соблюдается принцип «говорящий стал ближе и звучит громче». Аналогично и «отъезд» объективом сопровождается ослаблением громкости. При этом реальное расстояние от говорящего до микрофона не меняется – иначе усиление не поможет, зато повысится уровень шума. Более удобным и гибким способом внестудийной съёмки интервью и репортажей является использование петличных радиомикрофонов с прямой записью звука на камеру. В этом случае приёмник устанавливается на камере (крепится к аккумулятору), а выход приёмника подключается к линейному входу видеокамеры. Такой вариант даёт свободу и репортёру, поскольку ему не нужно стоять вблизи камеры и непременно на оси направленности микрофона, и оператору, который может более разнообразно и интересно построить кадр. А вот если происходит репортажная съёмка с несколькими источниками звука, например внестудийная беседа корреспондента с персонажем (или персонажами) передачи, используется несколько радиомикрофонов. В этом случае звук тоже часто пишется на камеру (на 2…4 канала), а приемники подключаются либо непосредственно к входам камеры (их теперь обычно тоже не меньше четырех), либо к портативному микшеру, а с него сигнал идет либо в камеру, либо в портативный рекордер, синхронизированный с камерой по временному коду через специальный интерфейс. При внестудийной телесъёмке концертов и спектаклей используются традиционные технологические решения для записи звука в залах, а сигнал идёт в ПТС либо в стационарный транспункт. А вот репортажная съёмка и прямая трансляция спортивных мероприятий представляют особый интерес именно с точки зрения использования раз- ных микрофонов. В настоящее время запись звука на спортивных состязаниях представляет собой едва ли самую сложную область звукорежиссуры, порой превосходя по масштабности и рок-фестивали, и запись звука для кино. Многие десятки микрофонов самых разных типов размещаются на огромной площади, снимая звук с разных объектов и источников, в том числе и движущихся. Помимо специальных акустически экранированных остронаправленных микрофонов в кабине комментатора, микрофоны-«пушки» располагаются по периметру площадки (футбольного поля и др.), за воротами, над полем (в видеокубе) и т.д. Микрофоны располагают и вдоль трасс: для автомобильных и велосипедных гонок, для саней и бобслея, и даже вдоль лыжных трасс, включая биатлонные – зритель должен слышать выстрелы! Как правило, для съёма звука на спортивных трассах тоже используются микрофоны-«пушки», причём чаще всего в радиоварианте. Впрочем, развитие техники не стоит на месте, и на одной из недавних выставок норвежская компания Squarehead показала уникальную разработку AudioScope, уже активно используемую в спортивном (и не только) телевидении. Это черный диск диаметром около двух метров, подвешиваемый на высоте нескольких метров. Внутри диска находятся микрофонный массив из 300 ненаправленных капсюлей. Там же размещены широкоугольная видеокамера, цифровой сигнальный процессор и коммутация, ведущая к контроллеру управления, представляющему собой компьютерный монитор и панель с несколькими фейдерами, кнопками переключения и трекболом. На экране монитора микрофонный оператор видит изображение, передаваемое размещенной внутри диска камерой, – это пространство, находящееся под диском. С помощью трекбола можно перемещать курсор, имеющий вид кружка-прицела. При этом в наушниках оператор слышит именно тот источник звука, на который наведён «прицел», причём с очень высокой степенью отстройки от постороннего шума. Зона охвата и «точечного нацеливания» составляет несколько десятков и даже сотен квадратных метров, а сигнальный процессор и программное обеспечение позволяют разделить микрофонный массив на несколько зон и работать одновременно с несколькими «прицелами», нацеленными на разные места.
|