Студийная съёмка
Особенность работы на телестудии — многокамерная съёмка. С режиссёрского пульта ведётся управление несколькими камерами, установленными в разных точках и передающих происходящее на съёмочной площадке в разных ракурсах. Телевизионный режиссёр монтирует изображения в единую композицию, выбирая наиболее удачные планы. Понятия монтажа, кадра, плана и ракурса, точки съёмки и угла зрения, применяемые в кино, вполне адекватны и в телевидении. Однако методы их использования часто различны. Особенно заметна разница между кино и телевидением при прямом эфире. В кино дело обстоит следующим образом. «Почти всегда, – пишет Всеволод Пудовкин, – снимая динамический непрерывный процесс, если мы хотим добыть из него нужные детали, мы должны либо его задержать, прервать, либо должны повторять его несколько раз». Чтобы монтажно снять какой-то кусок действительности кинокамерой, необходимо тем или иным образом расчленить снимаемый процесс или действие, запечатлевая на пленке каждый раз различные его детали. Иначе кинематографическое изложение на экране будет невозможным. В прямом телевидении эти же самые действия на экране могут быть воспроизведены только так, как они происходят – последовательно. Причина этого – в подлинности времени, в одновременности передачи и действия. В стационарных условиях телестудий производятся программы самых разных жанров: это новостные передачи в прямом эфире, ток-шоу, телеспектакли, концерты в телестудии, юмористические передачи и многое другое. В зависимости от рода передачи выбирается телевизионная съёмочная и осветительная техника и микрофонный парк. Ведущий новостной программы (или диктор), как правило, смотрит в объектив и читает текст с находящегося перед объективом полупрозрачного экрана телесуфлера. В силу этого ведущий довольно статичен и относительно микрофона. Поэтому перед ведущими новостей обычно устанавливается несколько остронаправленных микрофонов. Ведущий в ток-шоу может быть оснащён петличным радиомикрофоном, а может использовать обычный концертный ручной радиомикрофон – здесь выбор диктуется как его личными предпочтениями, так и особенностями режиссуры данной передачи. Ещё несколько лет назад по залу сновали юноши и девушки в не привлекающей внимания тёмной одежде, которые держали в руках радиомикрофоны и по команде режиссёра подносили их к желающим высказаться зрителям ток-шоу. Сейчас такое почти не увидишь – приглашённые гости уже «заряжены» петличными микрофонами, и их включение регулируется звукорежиссёром (опять же по команде режиссера), а «стихийные выступления» из массовки снимаются спрятанными в декорациях микрофонами разных типов. Если бюджет проекта позволяет привлечь дополнительных звукооператоров, могут использоваться и микрофоны-«пушки» на удочках (зритель их, разумеется, не видит). В некоторых случаях ведущий ток-шоу сам говорит в петличный микрофон, но в руке держит дополнительный ручной радиомикрофон, с которым он подходит к желающим высказаться из публики, выступая в качестве интервьюера. С точки зрения возможностей современного оборудования - это не слишком прогрессивно технически, но зато выглядит «демократично» – ведь «звезда» собственноручно держит микрофон перед «простым человеком»! Потому режиссёры приветствуют это, как «оживляющий кадр». Настоящий живой концерт в телевизионной студии в наше время встречается нечасто, но можно отнести к нему такие передачи канала «Культура», как «Романтика романса», вечера авторской песни и т.п. В чём-то эти передачи представляют собой синтез концерта и ток-шоу – музыкальные номера здесь сочетаются с речью ведущих, исполнителей и гостей.
|