Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5 АКУСТИЧЕСКОЕ НЕРЕЧЕВОЕ ВОСПРИЯТИЕ




В этой главе мы рассмотрим методы исследования разных видов акустического неречевого гнозиса: восприя­тия ритмических структур разной сложности (так на­зываемый гнозис ритмов), бытовых и природных шу­мов, музыкальных мелодий, звуковысотных отноше­ний, определенных характеристик человеческого голо­са (Лурия, 1962; Хомская, 1987).

Методы исследования речевого гнозиса мы подроб­но осветим далее — в главе, посвященной диагностике речевых функций, а здесь поговорим лишь о неречевых аспектах слухового восприятия речи.

q Из обсуждения методов исследования произвольных движений стало понятно, что многие моторные пробы носят комплекс­ный характер. Например, с помощью пробы «кулак —ребро —ла­донь» можно получить информацию о состоянии динамическо­го, регуляторного и даже пространственного факторов. А есть ли такие комплексные пробы в методах исследования акусти­ческого гнозиса?

Да. Это проба на слухомоторные координации (моторное воспроизведение воспринимаемого на слух ритмического ком­плекса), которая оценивает одновременно гностические и мо­торные компоненты деятельности. Мы расскажем о ней под­робнее чуть позже.

q Какими методами исследуется акустический неречевой гнозис?

Давайте начнем с методов исследования гнозиса ритмов.

Обычно это исследование состоит из трех этапов, иногда (при необходимости) к ним присоединяется четвертый. На первом этапе испытуемому предъявляются так называемые простые ритмы; нейропсихолог просит его оценить, сколько ударов включает каждая ритмическая структура. Эти ритмические структуры различаются по объему (они могут включать от двух до пяти ударов) и темпу предъявления (их можно предъявлять быстро или медленно). Порядок предъявления структур разно­го объема должен быть случайным.

q Неужели такое легкое задание может выполняться с ошибками?

Да. Известно, что нарушения восприятия ритмов характер­ны для больных с поражениями височных отделов коры или под­корковых структур (например, некоторых ядер таламуса) (Хом­ская, 1987; Корсакова, Московичюте, 1985, 2003). Нарушения восприятия именно простых ритмов, по нашим наблюдениям, характерны для правосторонней латерализации патологического процесса. Такие больные, как правило, ошибаются в оценке предъявляемых в быстром темпе простых ритмических струк­тур, причем ошибаются в сторону переоценки их объема.

q Если больной допускает ошибки даже в легких заданиях, нужно ли давать ему следующие, более сложные, задания?

Конечно, нужно, и дальше вы поймете, почему это необходимо.

q А надо ли при предъявлении ритмов исключать зрительный кон­троль со стороны испытуемого?

Желательно. Можно попросить его закрыть глаза или сту­чать так, чтобы он не видел вашу руку. Однако исключение зри­тельного контроля не является строго обязательным. По нашим многолетним наблюдениям, такой контроль крайне редко (и в незначительной степени) способствует компенсации наруше­ний акустического гнозиса.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 185. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.004 сек.) русская версия | украинская версия