Студопедия — Глава 6 ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 6 ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ






В этой главе мы обсудим диагностику состояния зри­тельного восприятия. В нейропсихологии зрительное восприятие исследуется как сложная, обусловленная многими детерминантами психическая деятельность. Поэтому методики должны быть чувствительны к со­стоянию тех слагаемых, которые участвуют в различных видах зрительного восприятия, четко выявлять возмож­ные феномены нарушений зрительно-гностической де­ятельности, не только демонстрировать наличие опре­деленных симптомов, но и давать возможность оценить степень их выраженности. При выполнении методик испытуемым предлагается решать различные по харак­теру и сложности гностические задачи, работать с раз­личными вариантами стимульного материала.

q Помимо зрительных агнозий, существуют и элементарные сен­сорные расстройства в зрительной сфере. Можно ли применять методики исследования зрительного восприятия, если у больного имеются такие расстройства?

Да, в большинстве случаев это возможно, за исключением полной слепоты.

q Позволяют ли методики, направленные на исследование зритель­ного восприятия, выявить первичные и вторичные симптомы?

Да. Например, при билатеральном поражении затылочных отделов мозга будут наблюдаться первичные нарушения зритель­ного предметного гнозиса, выражающиеся в трудностях опозна­ния предметов, распаде представлений об их функциональных свойствах, назначении. При поражениях лобных отделов мозга также могут отмечаться ошибки в опознании предметных изображений, но они носят принципиально иной характер. Парагнозии «по сходству», наблюдаемые у лобных больных, являются следствием импульсивности, дефицита познавательной активно­сти, критичности и контроля. Больные не доводят процесс опоз­нания до логического конца, не проверяют возможные перцеп­тивные гипотезы; поэтому первая случайно возникшая версия относительно смысла изображения принимается ими за истину. Такие нарушения квалифицируются как вторичные и формиру­ют картину псевдоагнозии (Хомская, 1987).

q Какие методические приемы используются для исследования зри­тельного предметного восприятия?

Это опознание различных предметных изображений (Лурия, 1962; Кок, 1967; Схема нейропсихологического исследования, 1973).

q Скажите, пожалуйста, почему для опознания предлагаются именно изображения предметов, а не сами предметы?

Есть как минимум три причины. Во-первых, невозможно со­здать идентичные наборы предметов для всех нейропсихологов, более того, такие наборы были бы очень громоздкими. Во-вто­рых, если испытуемому предлагается для опознания реальный предмет, нужно сразу же исключить возможность тактильного восприятия, с помощью которого испытуемый может попытать­ся компенсировать гностические затруднения в зрительной мо­дальности. В-третьих, опознание изображений предметов мож­но затруднить, в то время как для реальных предметов решение такой задачи представляется проблематичным.

q Кем были созданы методики исследования зрительного предмет­ного восприятия?

Большинство проб (в частности, реалистические изображе­ния предметов, а также контурные перечеркнутые изображения) были специально нарисованы художником по заказу А. Р. Лурии. Эти рисунки можно найти в первом издании его монографии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при ло­кальных поражениях мозга» (1962), а также в издании «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы» (2010). Рисунки наложенных изображений были заим­ствованы А. Р. Лурией из работ немецкого невролога К. Поппельрейтера, они до сих пор называются «фигурами Поппельрейтера».

 

q Можно ли ранжировать методики исследования зрительного предметного восприятия по степени сложности?

Да. Опознание реалистических предметных изображений яв­ляется самым простым заданием. Опознание контурных перечер­кнутых, «зашумленных» и наложенных изображений — это бо­лее сложные виды гностической деятельности. Здесь к процессу опознания присоединяются особые гностические операции по выделению фигуры из фона. Наиболее сложной методикой яв­ляется та, в которой испытуемый должен по отдельному фраг­менту догадаться о целом предмете, сообразить, какому предме­ту принадлежит тот или иной фрагмент (Рис. 1).

Рис. 1. Фрагменты предметов*

* Здесь и далее примеры материалов приводятся по изданию «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материа­лы». — М.: Генезис, 2010.

q В чем смысл предъявления реалистических изображений? Ведь узнать их очень просто.

Да, для здоровых испытуемых молодого и среднего возрас­та это задание не представляет особого труда. Отдельные ошиб­ки при его выполнении можно увидеть, только исследуя испы­туемых пожилого и старческого возраста. Они иногда опозна­ют фуражку как тарелку или миску. Не встречается затрудне­ний в данном задании и у больных с незначительными мозго­выми дисфункциями. Что касается больных с локальными по­ражениями затылочных отделов мозга, то у них это задание вы­зывает серьезные затруднения.

q Какие предметные изображения использованы в данных мето­диках?

В них использованы изображения распространенных, ши­роко используемых бытовых предметов, растений, животных и т.д. Эти предметы в большинстве случаев не являются тем не менее функционально близкими. Следует отметить, что некото­рые предметы специально подобраны таким образом, чтобы спро­воцировать появление ошибок опознания. Это достигается за счет сходства изображений по форме. Например, на разных листах нейропсихологического альбома, где размещены реалистические предметные изображения, можно увидеть часы и телефон, ябло­ко и помидор, змею и ремень, гриб и настольную лампу (Рис. 2).

q Но некоторые изображенные предметы не очень современны, а другие вообще отсутствуют в обиходе уже несколько десяти­летий. Например, сейчас практически не пользуются черниль­ницами. Телефон, чемодан, настольная лампа тоже весьма ста­ромодны. Неужели нельзя вместо этих предметов подобрать другие, более знакомые современному человеку, или в той или иной степени «осовременить» предлагаемые для опознания изоб­ражения?

Мы уже сталкивались с таким вопросом и поэтому имели возможность продумать, как следует относиться к подобным си­туациям.

Рис. 2. Примеры реалистических изображений предметов. Дело в том, что аналогичные вопросы могут возникать и по поводу ряда других заданий (восприятия лиц, мыслительных проб и т.п.).

Во-первых, не забывайте о том, что вы знакомитесь с диаг­ностическими методиками. А это значит, что при их создании очень тщательно и обдуманно подбирались стимулы, которые могут провоцировать появление разнообразных патологических симптомов. Если вы хотите заменить изображение чернильни­цы каким-то другим, новый стимул должен отвечать этому тре­бованию и пройти предварительную экспериментально-стати­стическую проверку.

Во-вторых, в любой методике (а не только в заданиях, на­правленных на исследование восприятия), важен, прежде всего процесс ее выполнения. Даже если предлагаемый для опознания и осмысления стимульный материал не вполне знаком испытуе­мому, это создает для нейропсихолога особую и достаточно ин­формативную ситуацию анализа деятельности в сенсибилизиро­ванных (то есть усложненных) условиях. Именно в этих случаях можно увидеть развернутый процесс выполнения, включающий особо активную ориентировку в задании, выдвижение дополни­тельных (промежуточных) гипотез, усиление произвольного кон­троля за протеканием деятельности, осознанное обращение к соб­ственному прошлому опыту или к помощи психолога. Такой ана­лиз позволяет достаточно точно оценить степень сформирован­ное и/или сохранности исследуемого психического процесса. Если речь идет об испытуемых детского и подросткового возрас­та, то работа с не очень знакомыми стимулами (например, пред­метными изображениями, пословицами, лицами) предоставля­ет прекрасную возможность судить о потенциале когнитивного функционирования детей, о «зоне ближайшего развития» его операциональных и регуляторных компонентов.

В-третьих, «знакомость» или «незнакомость» конкретных стимулов является достаточно важной характеристикой каче­ства преморбидного развития личности испытуемого, его об­разовательного уровня. Естественно, что в этом аспекте будут обязательно проявляться весьма значительные индивидуальные различия, обусловленные возрастными, социокультурными и другими факторами. Например, некоторые здоровые испытуе­мые узнают далеко не все портреты, предлагаемые в заданиях на лицевой гнозис. Но этот факт не означает, что редко узнава­емые портреты нужно исключить из стимульного материала и заменить их другими. Заметим, что многие нейропсихологичес-кие методики предполагают определенное варьирование сти­мульного материала по степени сложности.

q Какие психические функции, кроме предметного гнозиса, мож­но исследовать с помощью этого стимульного материала?

Кроме зрительного предметного гнозиса, эти методики по­зволяют оценить состояние номинативной функции речи, а так­же некоторых аспектов оптико-пространственного восприятия. Первое становится возможным, поскольку испытуемый при вы­полнении проб зрительного предметного гнозиса должен назы­вать предметы, которые узнает. Иногда в задании на опознание реалистических предметных изображений испытуемого просят называть не только сами предметы, но и их детали. Исследование особенностей оптико-пространственного восприятия ста­новится возможным благодаря тому, что в инструкциях к про­бам зрительного предметного гнозиса ни в коем случае не ука­зывается, в какой последовательности должно проходить узна­вание. Более того, даже если испытуемый задает вопрос: «Отку­да начинать?», психолог должен ответить: «Как вам удобно». Такая «глухая» инструкция позволяет отчетливо проявиться симптомам левостороннего «невнимания» или игнорирования, фрагментарной или хаотической стратегии сканирования про­странства, которые часто возникают при дисфункциях правого полушария мозга. Наконец, выполнение методик зрительного предметного гнозиса позволяет судить о состоянии не только операциональных, но также динамических и регуляторных со­ставляющих данного вида психической деятельности.

q Будут ли влиять на состояние зрительного предметного гнози­са нарушения движений глаз?

Конечно. Глазодвигательные нарушения могут являться од­ной из причин хаотического сканирования зрительного поля, унилатерального «невнимания» или игнорирования, недоста­точной активности зрительного восприятия (Лурия, 1962; Хомская, 1987).

q Еще несколько вопросов о методиках исследования зрительно­го предметного восприятия. Одинакова ли степень перцептив­ной сложности различных контурных перечеркнутых изобра­жений?

Не совсем. Нейропсихологи, знакомые с этим стимульным материалом, считают отдельные пробы сложнее остальных. Это относится, например, к рисунку расчески. Заметим, однако, что судить о причинах таких различий в настоящее время сложно. Можно лишь высказать два предположения: 1) более сложная проба была намеренно включена в стимульный материал с це­лью сенсибилизации задания; 2) в период создания методики задача уравнивания отдельных проб по степени сложности про­сто не ставилась.

q Теперь о фигурах Поппельрейтера. Есть ли какие-нибудь дан­ные о том, как должно выглядеть оптимальное выполнение это­го задания?

Понятно, что это выполнение без ошибок и достаточно быстрое. Отметим лишь два нюанса: 1) считается, что при оп­тимальном выполнении испытуемый должен начинать опозна­ние группы фигур с самой большой фигуры; 2) испытуемый не должен переходить к опознанию фигур другой - группы, если опознание предыдущей не завершено.

 

 

Рис. 3. Фигуры Поппельрейтера

q Расскажите о мозговом субстрате зрительного предметного гнозиса. Есть ли разница в характере ошибок восприятия пред­метных изображений (парагнозий) при поражениях правого и левого полушарий мозга?

По литературным данным, для появления выраженной зри­тельной предметной агнозии необходимо двустороннее пораже­ние затылочных зон мозга (Хомская, 1987). Из этого следует, что при одностороннем поражении дефект может быть мало заметен вследствие компенсации за счет активности сохранного полуша­рия. Однако есть и указания на то, что при унилатеральных по­ражениях левого полушария все-таки встречаются гностические трудности в усложненных вариантах проб, часто сочетающиеся с определенными речевыми симптомами, например, с трудностя­ми называния (Кок, 1967; Трауготт, 1986). При поражениях пра­вого полушария появление таких речевых симптомов маловеро­ятно, но с достаточно высокой частотой могут возникать пара-гнозии вследствие фрагментарности или избыточно обобщенного восприятия образа (Кок, 1967). Отчетливые различия между боль­ными с право- и левосторонним поражением затылочных облас­тей были установлены Я.А. Меерсоном при тахистоскопическом исследовании процесса опознания знакомых изображений (Меерсон, 1982). В то время как больные с левосторонним очагом приближались к опознанию повторно предъявляемого изобра­жения путем суммирования постепенно узнаваемых деталей, больные с повреждением правого полушария стремились отнес­ти увиденное к определенному классу, причем эта обобщенная оценка могла оказаться неправильной вследствие неточного опоз­нания или игнорирования деталей. По заключению автора, при поражении правого полушария «преобладает стратегия, основан­ная на утрированно-обобщенной оценке отдельных признаков зрительной ситуации...» (Меерсон, 1982, с. 26). В исследованиях Я.А. Меерсона также было показано более выраженное сниже­ние помехоустойчивости зрительного восприятия при правосто­ронних поражениях мозга. В этих случаях сильнее, чем при поражении симметричных зон левого полушария, нарушается выделение сигнала из шума и больше страдает способность к парному сравнению раздражителя при условии включения ка­кой-либо помехи в интервал между предъявлением сравнивае­мых раздражителей. Таким образом, эти данные позволяют го­ворить о нарушениях при правосторонних поражениях поме­хоустойчивости как зрительного восприятия, так и узнавания стимулов соответствующей модальности (Меерсон, 1982).

 

q Правда ли, что методик изучения зрительно-пространственно­го восприятия очень много? Какие аспекты зрительно-простран­ственного восприятия можно изучать с их помощью?

Действительно, методик исследования оптико-простран­ственного восприятия достаточно много (Лурия, 1962; Хомская, 1987; Корчажинская, Попова, 1977; Нейропсихологическая ди­агностика. Классические стимульные материалы, 2010; и др.). Они направлены на изучение различных пространственных представлений (метрических, координатных, проекционных, структурно-топологических) и пространственных операций (на­пример, мысленного вращения двухмерных или трехмерных объектов, пространственных перешифровок, конструирования целостного изображения из отдельных деталей). Заметим, что многие нейропсихологические диагностические методики по­зволяют выявить дефицит не одного, а нескольких аспектов зри­тельно-пространственного восприятия.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2536. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия