Исторические этапы становления социальной работы в России
варианта этапов 1 этап - дореволюционный 1818 – 1917 годы. До 19 века формируется система обществ призрения К 19 веку созрели условия когда был наработан опыт организации призрения, появляются деятели которые анализируют систему призрения. Первый был Сток «Об общественном призрении» 1818г. В основе его книги лежит рассмотрение закон-ва об обществ призрении. Его периодизация не совпадает с периодизацией общественного призрения. 2й этап. Это советский период. Охватывает 1917- 1991 гг. В этот период социальная работа рассматривается в развитии идеологии шефской помощи, деятельности профсоюзов, которые включают в себя рад составляющих: социальное обеспечение, дефектология, государственное социальное страхование. Вопросы организации общественного призрения традиции благотворительности и меценатства стояли за гранью существовавшей идеологии. Деятели: Степанский, Черенцов, Дружинин. 3-й постсоветский 1990. Вклад ученых РГСУ. Жуков, Холостова, Сафронова, Бербешкина, Демидова, Зайнышева, Золотарева, Казлов, Малых, Павлов, Понтелеева, Сорвина, Червякова, Фирсов. Отличия Бл-ти от социальная помощь: это в основном мат помощь, непроф деят-ть, пассивная роль клиента. Общее – стремление помочь людям. И то, и др – целенаправленная пом людям, которые не способны в силу субъект или объект причин самостоят-но обеспечить себе минимальн условия существования. II. Этапы: 1)Архаический (родоплем и общин формы помощи и взаимопом у славян 10в) 2) Период княжества и церковно-монастырск Бл-ти (10-13вв) 3) Церк-гос помощь (14-сер18в) 4)Гос и частное призрение (сер 18в-60-е гг 19в) 5) гос, частн и обществ призрения (60е19в – 1917) 6) Гос соц обеспечение в СССР (до нач 90х) 7) Соврем период 1) Гл формы поддержки – общинные, осущ-сь по принципу редистрибуции (перераспределения). Ч-к рассматривался как принадлежность целого, был страх остаться без общины (благодаря этому регулировалось поведение). Виды пом: -Культовые формы поддержки. Волхвы играли оч важную роль в общине, они говорили, как нужно производить распред-ие. Был пантеон богов, и каждый из них за что-то отвечал (пр. Дажд-бог наделял богатством). Существовал своеобразн институт праздников: братчины (праздники в честь к-л бога), тризны, погребения, состязания, праздники в честь героя – на них осуществлялось перераспред-ие, т.е. добровольн поддержка слабых и бедн. - Общинно-род. Сущ-ал опред круг людей, кот м/претендовать на помощь общины – старики, вдовы, сироты. Старики почитались, им отводились земли. Кроме того, старики м/переходить от дома к дому (все обязаны были их принимать). Сущ-ло усыновление сирот, либо также ходили от дома к дому. Вдовам предост доп земли. Ж-не с внебрачн реб. - Хоз помощь. Пр. Совместная трудовая б/п деят-ть в помощь члену общины (строят дом погорельцу). 2)Княж Бл-ть. Владимир 1. Люб нищий м/прийти на княж двор за едой и питьем; открываются училища для знатных, средних и убогих; перв богодельни и странноприимн дома (для странников); по праздникам –великая милостыня. Ярослав Мудрый –последов-ль Вл1. "Рус Правда" –перв закон-во в обл соц вопросов. Там: условия опекунства над сиротами (по достижению совершеннолетия опекун обяз предоставить наследство); имущественные права детей после смерти родит; обяз-ти детей по отнош к родит (д/б содержать их). Вл.Мономах – помощь убогим и сиротам. Развитие княж Бл-ти было прервано манголо-тат нашествием (1237-1480). На перв место вышла церк Бл-ть. Церкви было поручено вести порядок семейный, нравст и религ. Церковь оч зависит от князя (и полит, и экон). При монастырях организов больницы, кроме того, в попечение церкви были выделены: люди бесприютные, убогие, слепые, калеки, дряхл старики, бездетн вдовы. Церкви часто помог людям спастись от голодной смерти. Имена: Феодосий Печерский, Прохор Лабодник. 3) Церк Б увелич масштабы. Княж Бл-ть трансформируется в гос и частн помощь. Гос-во и Церковь координируют свои усилия. Церк Бл-ть. Стоглавый собор (1551) признал нищенство субК-рой. Во всех экон.сильный монастырях д/б быть открыты богодельн дома (приют больным, прокажен). Училища при церквях. Помощь роженицам. Убогие дома. Производилась выдача б/п ссуд из церк казны в виде хлеба, ден, семян. Приюты при приходах для ж-ин, страдающих от тирании мужа. Школы для сирот. 16-17 век –период наивысш могущ-ва церкви. Решала проблемы независ от власти. Имена: Сильвестр, Никон. Бл-ть светск власти. Больш роль играли ж-ны царск фамилии. Иван Грозный перв из царей заговорил о нищенстве. Голод при Б.Годунове –перв устройство обществ работ (строит-во Великой колокольни в М). Орг-ия привозов хлеба из р-онов незатронутых голодом. Мих Фед –дела призрения возложены на патриарший приказ, потом монастырский пр, потом аптекарский и в итоге при Ал Мих приказ строения богоделен. Появл перв гос богодельня. Пердположение о том, что нищие д/работать. Петр 1. Репрес меры по отнош к профес-ым нищим. Лженищенствующие отправлялись домой и привлекались к работе. Если несколько раз ловили –в Сибирь. Проверка богоделен –выгонялись все,у кого есть родственники и кто знает промысел. П1 пытается ограничить роль церкви как гл субъекта Бл-ти. Он первый, кто попытался создать законодат базу для соц призрения, попытка осущ-ть принцип адресности, пытался переписать всех бедных. Нов типы учреждений –инвалидн дома. В категорию призреваемых попад военнослуж, увечные офицеры, солдаты, душевнобольные. Появ-сь пенсии как инструмент призрения (жалование для офицеров в отставке и бывших солдат). П1 положил начало категориальной системе соц защиты. 4) Гос призрение. Ек 2ая. Система детск учрежд, воспитательные дома, Смольный институт благородн девиц. Борьба с проституцией (вен.заболевания считались преступлением), отсылка проституток из городов, желтые билеты, спец места для простит-ии. Специализир психиатрич отделения, дома для сумасшед. Созд гос система обществ призрения для всех сословий (гос статус). Источники доходов для Приказов обществ призрения –коммерч деят-ть (владели корабельн верфями, заводами, фабриками и т.д.), гос казна, частн пожертвования. Частн Бл-ть. Заниматься Бл-тью станов пристижно, всплеск частн Бл-ти. 19в –появ купеч-ая Бл-ть, включается интеллигенция, появ общественная Бл-ть. Ведомство учреждений императрицы Марии (жена Павла1). Она была назначена главой всех соц учрежд-ий. Опекала прежде всего женск учрежд-ия. Новшества –вдовьи дома (принимали вдов, мужья которых пробыли на воен или гражд службе не < 10лет; если вдовы проработали в ведомстве императрицы не < 15 лет). Мариинские больницы для бедн. Выходящим из больницы –тепл одежда, обувь, деньги. При больницах –приюты для неизлечимых. Еще сущ-ло Императорское человеколюбивое О-во (созд по инициативе Ал-дра 1). Это сеть приютов, богоделен и училищ. Направление деят-ти:призрение дряхлых, увечных и неспособных к работе; способным к работе предоставлялась работа; воспитание сирот. 19в –появ ясли и дет.сады (учреждения дневного ухода за детьми). Движение сестер милосердия, учреждено О-во Кр креста. Перв пол 19в –приоритеты обществ призрения: 1.сироты (т.к. прошли эпидемии холеры). Сирот дома разделены на жен и муж. 2. умалишенные. Развивается психиатрия, нов отношение к таким больным (внимание). 3.инвалиды (много раненых после 1812г). На данном этапе гос Бл-ть тесно переплетена с частн и обществ-ой. Пробема гос Бл-ти –малая эф-ть (т.к. в гос учреждении нет личной заинтересованности). 5) Соц деят-ть земств. 1861 –отмена кр.пр. 1864 –земская реформа. Земства –выборные органы самоуправления. Ведали экон и соц-культ вопросами. (приказы обществ призрения упразднены). Впервые на гос ур-не было обращено внимание на бедственное положение крестьян. Создание сети больниц и нач школ в деревнях. Виды земского призрения: 1.призрение нетрудосп –богодельни, ночлежки. Дешевое и б/п питание беднейшим слоям, в деревнях –выдача пособий натурой. 2. призрение и воспит –ие детей. Б/п ясли, ремесленные исправительные приюты, общежития при учебных заведениях. 3. предупреждение обеднения отдельн лиц и семей –для переселенцев строились бараки; поиск дешевого жилья для малообесп-ых; юр консультации в деревнях. Обществ Бл-ть. Больш кол-во мелких благотв орг-ий. Обеств Бл-ть тесно связ с деят-тью органов гор самоупр-ия (гор думы). Развитие школ разн видов, женск образов заведений. Больш кол-во просветит орг-ий (пр. Моск. комитет грамотности). Организов первые биржи труда. Расшир-тся сеть мед учреждений. Появ практика обхода своего участка (участковые врачи). Помощь бедным –создание окружных попечительств. Попечители д/посещать своих подопечных не реже 2х раз в мес, назнач-сь врем пособие. Открытие домов трудолюбия (артели для разовой неквалиф работы). Цель –обесп-ть работой и нравств перевоспитать постояльцев. Оказание помощи семьям фротновиков. Частн.Бл-ть (купцов и промышл-ков). Обычно целые династии. Были заседателями опекунских советов. Делали крупн пожертвования, передовали в дар имущ-во (земли, дома). Занимались меценатством (хотели приобщиться к куль элите). Имена: Демидовы, Салодовниковы, Морозовы, Бугровы (нижегор –бугровская ночлежка). 6) Появление гос соц политики (набор мероприятий по оказанию целенаправл помощи соц незащищ группам населения и развитию чел ресурсов. 3 эл-та совет соц пол: 1.всеобщ гарантир право на труд 2.развитая система гарантир и б/п соц благ и услуг 3.система административного регулирования цен. Совет система соц обесп после революции. Отмена частн и обществ Бл-ти, отриц отнош к Бл-ти (считалось унижающим). Классовый подход в решении соц проблем (гос-во само определяет, кому будет помогать). Поддержки лишились все неработающие и люди, заним-ся предпринимательством. Т.е система соц обесп была подчинена идеологии гос-ва. 1917 – Народн комиссариат гос призрения (Коллонтай) –запрет на дет труд, ограничения на труд подростков. Централизация соц пом. Упразднение всех благотв учреждений. Монастыри –под санатории и больницы. 1918 –положение о соц обесп-ии трудящихся (б/п врачебн помощь, пенсии и пособия) Ночлежки заменяются приемниками-распределителями. Для сирот –дет дома. Соц страх-ие сначала для рабочих тяж и текстил промыш-ти (нужны большевикам). Вводятся пенсии по старости. Наркомпрос занимается беспризорниками, для них –дет труд комунны. Ликвидирован рынок труда. Введено страх-ие по безраб-це. Курс на ее ликвидацию (увеличивают кол-во смен, обществ работа). Практика квотир-ия раб мест. В программы соц страх-ия включаются инвалиды. Кто может работать –приобщали к труду. Наркомздрав –борьба с проституцией. Открываются перв венерологич диспансеры, интенсивная просветит работа. 30-е гг. Укрепление роли гос-ва во всех сферах жизни людей. В руках гос-ва все национ доходы. Гос-во имеет право вмешат-ва в частн жизнь: регулирует брачно-сем сферу (1936 –запрет абортов; вопросы о них обсуждаются на собраниях; развод недопустим для партийной карьеры); труд сферу (гарантия работы только в обмен на безупречную дисциплину). Окончат-но оформилась категориальная система соц защиты. Пр. инвалид 3гр получает льготы и пособие в независимости от своего дохода). Устанавливается сам низк в мире пенс возраст (55 и 60). Во время ВОВ осн направление - помощь семьям фронтовиков и осиротевшим семьям. Большое вним трудовой реабил-ии инвалидов войны (обучение нов профессиям). Эвакуация дет домов вглубь страны. После войны. 1956 –з-н о пенс обесп-ии рабочих (стало больше оснований для получения пенсии –были названы почти все проф группы и почти все случаи врем или длит нетрудосп-ти). 1964 –з-н о пенсиях колхозникам. Появились пенсии по выслуге лет и персональн пенсии. 1957 и 59 –з-ны о жилье (кажд семье по квартире). По количеств данным здравоохр-ие СССР –лучшее в мире. Создана система гос пансионатов и домов отдыха (но отдыхали в основном номенклат работники и образцовые трудящиеся). Вообще, цель всего – не улучшить жизнь людям, попавшим в трудн жизн ситуацию, а вернуть в строй рабочую единицу. Тем не менее, был создан комплекс дошкольн и школьн воспитания и обучения; локализация и предупреждение распространения эпидемий (прививки). 100% квоты занятых (т.к. Эк-ка экстенсивная –развивается за счет большого кол-ва людей, а не нов технологий). 7) Р-соц гос-во (по К-ии). Каждому гарантир-но соц обеспеч-ие. Совет наследие –распределение льгот и услуг на основании принадлежности Ч-ка к опред группе (а не действительной нуждаемости). 1991 –переход на систему соц страх-ия и выплату соц услуг из этих средств (а не полностью из гос бюджета). Гл цель –фин-ое выравнивание м/у богат и бедн регионами. Создано 4 внебюдж фонда:пенс, соц, мед и фонд безработицы (в последствии ликвидирован). З-н 131 –всё > полномочий в соц сфере передается на регион и фед ур-ни. 2001 –ЕСН –обеспечивает платежеспособность фондов. Т.о. создана самофинансируемая система пенс, мед и соц обеспеч-ия (снизило расходы бюджета на соц сферу). Пенс реформа –передача части взносов в негос фонды. Больш-во населения отказалось (нет доверия). Реформа о монетизации льгот (з-н 122). Цель – изменить практику горизонт-го перераспределения благ и услуг; заменить неденежн услуги на ден выплаты (т.к. была проблема недоиспользования). Протесты. Рез-т –м/выбирать по желанию (либо деньги, либо услуги).
Или + Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности относится к концу 19 в. и непосредственно связано с воплощением идей Мэри Элен Ричмонд (США). В 1898 г. по инициативе М.Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии. В 1899 г. ею подготовлена книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой были заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей книге «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г., Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который впоследствии получил название индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников. Книги Ричмонд становятся важнейшими пособиями для учебных заведений США и Европы. В основу социальной работы была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом: сбор фактов — социальный диагноз — социальная терапия. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых является изменения как самого индивида, и его социальной среды. Социальные мероприятия Ричмонд подразделяет на две взаимодополняющие друг друга категории: — косвенный метод лечения (воздействие на окружение клиента); — непосредственный метод (воздействие на индивида). Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная. Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей. В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом. Основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. При этом основной акцент делался на диагнозе. Отношения между клиентом и социальным работником превращаются в довольно авторитарные, а задачей последнего становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в его адаптации к окружающей среде. В другом учебном заведении по подготовке социальных работников — в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х гг. получило развитие направление, связанное с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как лечебному процессу, а скорее как услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы. Функциональная школа взяла за основу представления Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи, а также о начальных процессах и разделений в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. Основной акцент делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие самоопределения — права клиента решать за себя. Таким образом происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Ричмонд. Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом. Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.том. Важное значение для формирования современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получив свое название от города, где она эффективно была применена и в последующем получившей распространение в середине 19 в. практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения: — привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества — самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел.
17.Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы. Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Меценатство —. 1. Деятельность мецената. 2. Покровительство, оказываемое меценатом кому либо или чему либо Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. СПОНСОРСТВО - по законодательству РФ осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 18 июля 1995 г.). МИЛОСЕРДИЕ — черта характера. Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. История Б. развивалась от подаяния милостыни до системы законов и других актов, где юридически закреплялось существование данного явления как важнейшего направления общественной жизни. Объектами Б. и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы. Благотворительность как социальное явление российской действительности имеет многовековые традиции. Своими корнями она уходит в глубокую древность. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности, главным образом раздача пищи и одежды, входили в обычаи восточных славян и были распространены еще в 7-8 вв. — период существования союзов племенных княжеств. С возникновением в 9 в. Древнерусского государства и утверждением в нем христианства в качестве государственной религии (988) благотворительность получила новый мощный импульс. Оказание помощи больным, нищим и другим нуждавшимся стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему. Б. в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. В летописных источниках найдено множество примеров проявления милосердия к убогим и нищим. Летописи отмечают такие «богоугодные деяния» князей, как раздача милостыни «убогим, странным, сиротам и вдовицам», «кормление» нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек. Великий князь киевский Владимир Святославич сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью. Среди князей, оставивших о себе добрую память благотворительными делами, древние письменные источники называют Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава Владимировича, Андрея Боголюбского, Всеволода Юрьевича. Наибольшего размаха такая деятельность достигает в 19 в. Из числа наиболее крупных вкладов в дела Б. отметим следующие. В 1803 г. граф Шереметьев учредил с высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек затратив на это 2,5 млн. руб. В 1842 г. княгиня Н.С. Трубецкая возглавила в Москве опекунский совет детских приютов. Первоначально они создавались как дома для бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей, но позднее, по указанию опекунского совета, при них открывались сиротские отделения. К концу XIX столетия в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений. По ведомственной принадлежности благотворительные учреждения распределялись следующим образом: Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, ведомства православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения. Только за один 1898 г. услугами этих учреждений воспользовались более 7 млн. человек. Многие исследователи выделяют несколько этапов развития Б. в России. I этап — 9-16 вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм Б. II этап — начало 17 в. до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами. Осуществляются нововведения в социальной сфере — основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д. III этап — 60-е гг. 19 в. до начала 20 в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная Б., меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело. IV этап. Важное место в истории Б. отводится периоду с 1917 г. до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации. V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, Российский детский фонд был создан в 1987 г. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах Б., т.е. сбора пожертвований от населения, предприятий и реализации за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На начало 1996 г. в России было зарегистрировано около 10 тыс. общественных объединений. Из них более 1,5 тыс. можно отнести к благотворительным. К сожалению, обобщенных данных о работе общественных благотворительных организаций в целом по России нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции Б. Инициативы благотворительных организаций весьма разнообразны. Одни из них занимаются помощью, поддержкой и социальной реабилитацией безнадежно больных. Например, общество «Мы и вы», благотворительная организация «Хоспис». Другие осуществляют заботу о военнослужащих (Фонд защиты военнослужащих) и лиц, принадлежащих к определенной профессии (Ассоциация профессионалов риска, Благотворительный фонд защиты журналистов); а также социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний, в т.ч. оказание помощи душевнобольным, алкоголикам и наркоманам (благотворительный фонд «Душа человека», Всероссийское общество инвалидов); социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, воспитанникам детских домов (благотворительный фонд «Белый журавлик», педагогическая ассоциация «Китеж»); социальную защиту жертв экологических катастроф (союз «Чернобыль»); социальную поддержку многодетных и неполных семей, матерей и отцов, в одиночку воспитывающих детей (Союз многодетных матерей, ассоциация «Только мама», ассоциация «Отцы и дети»); помощь беженцам, бездомным и безработным (Ассоциация исследователей бездомности и безработицы, Комитет по оказанию помощи беженцам). Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 благотворительных организаций, большая часть которых оказывает помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям.
Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники – одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях. Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно. Прежде всего, необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы. Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время. В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт. Например, в США выделяются десять задач, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: 1. Адекватный доход. 2. Хорошее (по возможности) психическое и физическое здоровье. 3. Пригодное жилье. 4. Увеличение помощи тем, кто нуждается в государственной (казенной) поддержке. 5. Возможность приема на работу. 6. Жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве. 7. Занятие значимой деятельностью. 8. Предоставление эффективных служб общины. 9. Проведение исследований с целью поддержки и улучшения здоровья, а, в конечном итоге, счастливой жизни. 10. Свобода, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизни. На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов – сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон о семейном и медицинском отпуске, согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью конца XX века в социальной работе с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом. Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них 5 групп. I группа. Общественные организации, объединяющие различные категории пожилых II группа. Общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых. III группа. Общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых. IV группа. Общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми. V группа. Общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми. В США создана развитая законодательная база социальной работы с пожилыми как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, причем каждый штат, в силу децентрализации социальной политики и финансирования, имеет возможность проявлять значительную самостоятельность в законотворчестве и развитии разнообразных программ. Большая роль в их реализации отводится третьему сектору, общественным организациям. Многие из этих программ имеют ярко выраженную педагогическую направленность и решаются чисто педагогическими методами. Формы и модели реализации этих программ разнообразны, но большинство из них основаны на межпоколенном подходе. И на Западе, и в современной России (по крайней мере, она к этому стремится) действуют рыночные механизмы управления экономикой последствия, которых для социальной жизни, социальной защиты населения бывают негативными. Однако, в частности, в США, научились, в том числе и средствами социальной работы, ликвидировать или снижать негативные результаты этих последствий. Поэтому специалистам социальной сферы России необходимо знать, как решаются социально-экономические проблемы на Западе, каковы принципы, механизмы их решения, как используются сами рыночные отношения для решения социальных проблем. Известно, что на Западе бизнес широко используется в социальной сфере, основываясь на платформе строгого экономического расчета при выборе форм и методов социальной работы и определения ее эффективности. Финансируется, поддерживается лишь то, что в настоящем или будущем сулит социально-экономическую выгоду. Под социальным понимается снижение преступности, безработицы, уровня наркомании; исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализованной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность. В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями (примерно как поликлиники в России), общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. Что касается открытых общедоступных психических медицинских услуг, то здесь практика варьируется. В странах Центральной Европы довольно сильно распространен подход, когда социальные работники работают в общественных организациях или организациях по оказанию социальных услуг при церквях. Добровольные организации нанимают социальных работников и в странах Северной Европы. Ранее существовала практика, когда социальных работников нанимали и предприятия. Это было распространено в те времена, когда предприятия предоставляли социальные услуги своим работникам. Подобную практику все еще можно наблюдать на отдельных предприятиях, подобные примеры есть в Испании и Ни
|