Решение любого вопроса на более высоком уровне осознания бытия разрешает противоречия и упорядочивает остальные стороны, грани и уровни человеческой жизни
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6, 33),— говорит Господь. Однако для подлинного исцеления, обретения целостности необходима определенная внутренняя согласованность. Обрести отношения с Богом вовсе не означает игнорирование остальных жизненных проявлений человека. Наоборот, благодаря встрече со Христом упорядочиваются все остальные проявления жизни человека, которому Бог даровал жизнь в этом мире, призвав Своих учеников преображать этот мир Божественным светом: «Вы — свет миру» (Матф. 5, 14). Нередко воцерковляющиеся люди в своем искреннем желании преодолеть грех начинают подавлять естественные и безгрешные человеческие проявления, которые, как им кажется, являются страстями и пороками.[44] Чтобы этого не произошло, пастырю необходимо дать человеку критерий того, что является грехом, а что не является им. Душепопечение, основанное на запретах, настораживает и отталкивает молодых людей. «Не следует приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне одеваться следует так, а не иначе, о веселье и радости надо забыть, от занятий спортом отказаться, светскую музыку больше не слушать. Потому что, сковывая всеми возможными способами свободу движения вновь пришедших братьев и сестер, мы не только совершаем недопустимое и неразумное насилие над их волей, но и собственными руками отталкиваем от Церкви людей, ищущих Христовой Истины». [45] Пастырь будет достигать б о льших результатов в своей помощи наркозависимым, если станет рассматривать духовную жизнь прежде всего как движение ко Христу, Который — конечная Цель жизни каждого человека. Только то, что мешает движению, что разрывает отношения с Господом, является грехом, который необходимо преодолевать, только это является грехом или греховной страстью. Тогда поиск в себе негативного и греховного будет необходим не как самостоятельно значимый процесс, а только для того, чтобы, покаявшись, двигаться дальше в исполнении добродетелей. Этот принцип видится важным еще и потому, что многие люди, став верующими, заняли пассивную жизненную позицию. Узнав, что «на все воля Божия» и освоив терминологию «искушений», они решили, что в жизни своей они вовсе ни на что не способны, и буквально сложили с себя ответственность за собственную жизнь. Митрополит Антоний Сурожский неоднократно говорил о том, что человек призван к синергии, со-творчеству Богу в духовном преображении этого мира, что человек обладает такой свободой воли, к которой Сам Господь относится бережно и с уважением. Духовный опыт многих поколений христиан свидетельствует: одна встреча с Господом кардинально преображала и изменяла жизнь человека. Дальнейшее движение по жизни с Господом, по Его же свидетельству, является благим игом и легким бременем (Матф. 11, 30).[46]
|