Страх остаться непонятым
Не менее важным моментом пастырской помощи является осознание человеком собственных страхов и навык их преодоления. Страхи являются довольно серьезным тормозом, который мешает человеку жить. Но более всего наши человеческие страхи препятствуют нам смело посмотреть им в лицо. Здесь необходимо большое терпение, участливая поддержка любящих людей и доверие к Богу. Являясь образцом Врача и Целителя, Господь Иисус Христос показывал, что внешнее и внутреннее исцеления тесно связаны друг с другом. «Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Лук., 5, 24). Вместе с исчезновением телесных симптомов человек обретал прощение грехов, обретал веру. Современная медицина лишь совсем недавно выявила взаимосвязь между телесными болезнями и негативными эмоциональными состояниями. Представители холистических подходов, в альтернативу классической медицине, утверждают что лечить нужно не отдельные больные органы, в исцелении нуждается весь человек в своих телесном, душевно-эмоциональном и духовном проявлениях единого человеческого существа. Христианам же из Евангелия это известно уже более двух тысяч лет! Пастырь, который в заботе о человеке делает акцент лишь на религиозную сторону жизни и при этом игнорирует и критикует остальные, может вызвать недоверие. Иногда человек боится открыть ему свою "религиозную ущербность", боится, что священник "померяет" его своими критериями и скажет, что он в чем-то "не соответствует", в чем-то "неправильный". И это предчувствие можно понять. Здесь также со стороны пастыря необходима бережность и безоценочность. Сначала нужно принять то хорошее, что уже в человеке есть. Когда человек почувствует себя принятым, тогда можно помогать ему двигаться дальше на пути обретения более глубоких взаимоотношений с Богом и более глубокого духовного опыта. Мне нередко приходилось сталкиваться с противоречивостью внутреннего мира человека, обращавшегося за помощью. Иногда самовлюбленность человека выражалась в демонстрируемом самоотвержении, что на первый взгляд казалось бессмысленным. Замечено: кто не хочет или не умеет терпеть себя, он будет терпеть неспособность принять себя таким, каков он есть. Именно такие люди, проживающие жизнь в конфликте с собой, и, как следствие, с другими людьми и с Богом, оказываются в группе риска. Если человек, который не мог терпеть себя, считавший себя недостойным любви, примиряется с собой, с ближними, которые его "не понимали", и с Богом, Которого еще недавно воспринимал как Того, Кто причинил ему эти мучения, то он обретает путь исцеления. Наиболее трудным моментом оказывается принятие себя, возможность простить самому себе те ошибки, которые уже прощены Господом в Таинстве Покаяния.
|