Выздоровлению
Одна из особенностей индивидуального пастырского душепопечения в наши дни заключается в необходимости выдерживать непрерывные требования и претензии людей, которые обращаются с просьбой о помощи. В моей книге «Пастырская помощь душевнобольным» одна из глав называется «Перенос». Я рекомендовал бы пастырям, которые будут работать с наркоманами, ознакомиться с ней. Суть описанного в ней явления такова: на неосознаваемом уровне люди могут воспринимать пастыря как отцовскую фигуру или так, как они привыкли воспринимать своих начальников. «Замечено, что личные эмоциональные отношения духовника (пастыря) с духовным чадом (пасомым) являются средством душевного оздоровления и ведения последнего. Именно живая эмоциональная связь, личностные отношения, а не внушаемость или навязчивая привязанность. Человек, пришедший к священнику на исповедь или за советом, не только говорит с ним о своих нынешних и прошлых проблемах, но и проявляет по отношению к духовнику свойственные своим детским отношениям эмоции. Неудивительно, что в общении с духовным отцом могут явно просматриваться отношения духовного чада со своими собственными родителями. Если отец был добрым, любящим, отношение к духовнику может иметь характер взаимопонимания, доверия, будет лишено инфантильности и мешающей здравым отношениям зависимости. Если же человек в детстве запечатлел отца как грубого, жесткого, строгого, то на проявление именно этих эмоций он будет провоцировать и духовного отца. При этом он будет испытывать некоторую удовлетворенность при подтверждении ожидаемой негативной реакции со стороны духовного отца. Нечто подобное он получал в аналогичных ситуациях собственного детства от своего физического отца. Если же отец был отстраненным, занятым только собой и своей работой, или же бросил семью в период раннего детства своего сына или дочери, или же был хроническим алкоголиком, то духовное чадо будет постоянно провоцировать своего духовника на отношение, подтверждающее его жизненный сценарий: «Я никому не нужен», «На меня никогда нет времени», «Отец меня не любит». Пастырю очень важно иметь в виду, что большинство людей сегодня приходит к священнику не за разрешением духовных вопросов, но прежде всего за душевным, человеческим теплом. И хотя чаще всего это душевное тепло у священника «берется» под предлогом поиска ответов на религиозные вопросы, о подлинно духовном, как свидетельствуют многие современные духовники, сегодня спрашивают очень немногие. Священник может дать человеку это душевное тепло, понимание, сочувствие. Благодатные силы, подаваемые пастырю от Бога, восполнят недостаток его естественных душевных сил. На первом этапе окормления задача священника состоит в том, чтобы долюбить человека, покрыть недостаток человеческого тепла, оправдать его ожидание встречи душевного понимания со стороны батюшки. Однако агрессивность, жестокость, все большее и большее увязание человеческой жизни в болоте мелочной суеты и дрязг, усугубление финансовой неразберихи в обществе, экономические сложности современного мира, отсутствие участия и сострадания со стороны окружающих людей создают для пастыря ситуацию, в которой он вынужден по много часов в день «жалеть» и «понимать» своих духовных чад, тянущихся к нему бесконечной вереницей. Возникает опасность завязнуть с ними в чисто душевных отношениях, постепенно забывая о целях духовной и церковной жизни. Со временем пастырь оказывается перед фактом: пришедший отчасти забыл, зачем он когда-то пришел к нему... Такому духовному чаду трудно объяснить, что духовник существует вовсе не для того, чтобы быть «лучшим другом» или «самым добрым человеком», а чтобы своим советом, благословением помогать пришедшему двигаться к Богу, справляться со своими грехами и страстями. Человек может ходить в храм, причащаться, исповедоваться, но отсутствие в этих проявлениях церковной жизни личности духовного отца обедняют и как бы обесцвечивают их таинственную сторону. Если «моего батюшки» нет на службе, «молитва не та, и благодать не та». Личности пастыря придается несоразмерно огромное значение, коллекционируются бесчисленные фотографии и благословения «любимого батюшки» и тому подобное». [100] Пастырь должен быть готов к тому, что наркоман, принятый в братство или в монастырь, может внести нестабильность во взаимоотношения между братиями. Как-то раз мне пришлось узнать, что наркоманы, жившие в одном из монастырей, разделили братий на тех, кто «стучит» настоятелю и тех, кто не является «стукачом». Что в этой ситуации произошло на самом деле? Из своих прежних взаимоотношений, связанных с армией, с какими-то дворовыми компаниями, человек внес в монастырское братство атмосферу нездорового противостояния. В подобных случаях пастырь может взирать на личность нашего Божественного Учителя. Христос относился к людям с максимальной искренностью и правдивостью, с участием. Он обращал внимание на всякое человеческое горе и на любую человеческую проблему, даже если в глазах других людей она казалась малозначительной. В некоторых случаях Он прощал и исцелял даже тех, кто не требовал исцеления (Иоанн, 8, Лук., 7), в других — помогал человеку определиться с тем, чего он хочет (Лук., 18, 41). Для многих людей пастырь может стать тем единственным человеком, который примет и высвободит скрытые, искаженные и запрещенные чувства человека. Грех и зло могут быть преодолены лишь в том случае, если человек сможет открыть себя настоящего хотя бы кому-то другому, раскрыться полностью хотя бы одному человеку таким, каков он есть. «Общее правило в сложных случаях, могущих смутить совесть пастыря, он должен всегда помнить, что соучастие и доброе отношение всегда лучше, чем излишняя строгость, так как перед священником находятся или больная воля, или больной рассудок». [101] Священник, врачующий человеческую душу, будет оказывать подлинную эффективную помощь только в том случае, если он осознаёт себя орудием Божественной воли, осознаёт то, что он находится на своем месте, и Господь поручил ему позаботиться о конкретном человеке. При этом он должен помнить, что внешняя религиозность — это не гарантия исцеления. Путь к обретению смысла собственной жизни пастырь не может предписать, а лишь предложить. И, может быть, найдя удобный, наиболее подходящий момент, пастырю уместно задать самый ключевой и самый принципиальный вопрос:
|