Работа с линией времени
На следующем этапе мы предлагаем человеку нарисовать линию своей жизни. Пусть эта линия выглядит как вектор, начальная точка которого — сегодняшний день. Далее человек ответственно обозначает на этой линии даты реализации своих жизненных целей. Некоторые цели будут обозначены точками, например «переезд на новую квартиру», а некоторые — линиями, например «получение высшего образования». Некоторые цели будут реализованы последовательно, а некоторые — «внахлест», т.е. на протяженности одной цели будет расположено начало следующей. Дайте на эту работу достаточное количество времени. В конце попросите человека, который выполнил эту работу, рассказать о значимости для него дальнейшей жизни полученного опыта.
О советах
Можно дать другому разумный совет, но этим нельзя его научить разумному поведению Аристотель
И, чтоб не упасть до гордыни, Считай себя ниже с людьми. Не лезь к ним с наукой отныне, А сам их сначала пойми Александр Дольский
Независимо от того, живем мы в городе или в селе: время от времени мы спрашиваем у кого-нибудь совета, или у нас его спрашивают. Давайте разберемся, что же такое совет и как он действует. Вот что говорит по этому поводу опытный пастырь, протоиерей Владислав Свешников: «Опытный духовник, священник, монах или просто навыкший духовному опыту человек даст совет ищущему воли Божией, не только не противоречащий опыту Церкви, но и особенно подходящий к обстоятельствам, ко времени, наконец, к личности испытующего, к особенностям его психологии, его рассуждения, к его возможностям и стремлениям, к его нравственному и духовному состоянию. Более того, — ищущий воли Божией может войти в отношения послушания к своему духовнику, что особенно полезно, когда духовник достаточно безошибочно открывает ему волю Божию. Но в этом отношении как ищущему волю Божию, так и советчику, следует быть очень осторожным. Во-первых, и сами советы не всегда могут оказаться точными, и тогда в жизни могут совершаться более или менее серьезные нравственные и всякие иные ошибки. Эти ошибки тем серьезнее и постояннее, чем менее годится «советчик» для такой «роли», которую он на себя взял, и тогда будет по слову Евангельскому: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). Во-вторых, нередки ошибки, состоящие в том, что безответственный и безвольный человек, вместо того, чтобы искать волю Божию, ищет личность, на которую он может «свалить» свою жизненную ответственность; при этом он может, лишившись одного вида рабства, войти в другой. «Не делайтесь рабами человеков», — говорит Слово Божие (1 Кор. 7, 23)». [84] Об этом же читаем мы и у святителя Игнатия Брянчанинова: «Охранимся от великого бедствия — превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого, привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией». [85] И далее святитель Игнатий пишет: «Тщеславие и самомнение любит учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностию, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального, и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню». [86] «Заметим, что отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопрошения ближнего: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем — явная гордость и самообольщение. Это не относится к настоятелям и начальникам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде и не будучи спрошены, наставлять врученное им братство». [87] Обычно, попав в затруднительную ситуацию и обнаружив недостаток информации для выхода из нее, человек начинает собирать дополнительные сведения о возможных путях решения возникшего затруднения. Он обращается за помощью к близким, друзьям, книгам, пастырям Церкви. Но часто то, что он ищет,— это чье-то готовое решение. Вот здесь-то человека и поджидает ловушка потерянной ответственности. Принимая на вооружение чужой способ поведения в подобных обстоятельствах, мало кто учитывает различия субъективного внутреннего мира людей и объективных условий, в которых реализуется этот способ. Вспомните, много ли раз в жизни вы действительно были удовлетворены на все 100%, поступив в сложной ситуации так, как вам посоветовали?[88] Например, использовав все известные подходы к воспитанию сына подростка, родители узнают, что их соседи Сидоровы своего отпрыска «дерут как Сидорову козу», и тот ведет себя как паинька. После долгих рассказов Сидоровых о многовековом опыте человечества в воспитании «кнутом», они решают все-таки применить этот чудо-способ у себя в семье и потом долго и тяжело переживают побег сына из дома. В результате к одной трудности могут добавиться еще несколько, в том числе и разрыв отношений с Сидоровыми, «из-за которых все произошло». Единственное, что успокаивает людей в такой ситуации, — ощущение, что они вроде бы ни при чем: виноваты Сидоровы с их «медвежьими услугами». Как же быть пастырю в случае, если люди, обращающиеся к ним, жалуются на свою жизнь или спрашивают совета? Как им помочь? Прежде всего необходимо вовремя вспомнить о том, что ваш опыт и ваш внутренний мир совершенно уникален и отличен от опыта и внутреннего мира другого человека, и о том, что у каждого человека достаточно собственных ресурсов для достижения своих целей. Нередко наркоманы оставляют за собой право на сомнение по поводу эффективности и "разумности" того или иного подхода к исцелению. Возможно, наркоман попытается переложить ответственность за свое исцеление на того, кто этим занимается: на доктора, священника, психолога. Вот здесь-то и наступает время разграничить ответственность совместной работы. Необходимо определить границы ответственности между пастырем и обратившимся к нему за помощью наркоманом. За что отвечает каждая из сторон? Если этого не произойдет, священник рискует оказаться в замкнутом круге, который нередко возникает во взаимоотношениях доктор — больной, начальник — подчиненный, пастырь — прихожанин. Описанная ниже ситуация часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту. Священнику, которому по роду своей деятельности приходится много общаться с людьми, знание об этом поможет избежать неприятных последствий нечетко построенных взаимоотношений. Поясним на примерах, как образуется замкнутый круг, о чем идет речь. К врачу приходит пациент («жертва») и жалуется на болезнь. Врач («избавитель»), читая карту больного, говорит: — Тот, кто вам все это выписывал («преследователь»), ничего не смыслит в медицине. Это не помогает от вашей болезни. Я-то точно знаю, что вам поможет! А может быть, предыдущий специалист действительно не компетентен? Может быть. Только речь идет не о компетенции специалиста, а о существующей у людей внутренней структуре взаимоотношений с тремя ролями: «жертва», «преследователь» и «избавитель». Если врач включается в подобную структуру отношений, то, скорее всего, наступит момент, когда роли поменяются местами. И пациент, который не соблюдал режим и методику лечения, придя к заведующему отделением с жалобой на врача, выступит в роли «преследователя». А заведующий, если ему важно мнение о клинике, отстаивая компетентность врача, выступит в роли «избавителя». Или, пообещав решить этот вопрос, уволит врача, который выступит в роли «жертвы». Этот круг будет вращаться, а конфликт — расти как снежный ком, вовлекая все новых и новых людей. Порой остановить его очень непросто. Проблема состоит в том, что врач, не разделяя ответственности с пациентом, полностью берет ее на себя. А теперь, дорогие читатели, вспомните, сколько раз вы оказывались в подобных ситуациях? Знакомая картина: духовные чада, периодически разочаровывающиеся то в одном, то в другом, то в третьем духовнике и вплетающие самих духовников в свои непростые взаимоотношения с «очарованиями» и «разочарованиями» в различных старцах и духовниках. Найдя, наконец «истинного» духовника, они прежде всего провоцируют его негативно отзываться о предыдущем духовном наставнике. Как же сделать так, чтобы избежать возникновения такой ситуации? Нужно сразу четко обговорить с человеком, в чем состоит ваша ответственность как пастыря, в чем — просящего помощи человека, каковы сроки этой совместной работы (если речь идет о помощи наркозависимому человеку), в каких случаях сразу же последует удаление человека. Такая постановка вопроса вовсе не исключает христианского, милосердного отношения к больному. Как раз, наоборот. Наркоману очень важно изначально знать, какая грань проступка будет предельной.[89] Если Вы заранее не предупредите человека о своих возможностях и правилах совместной работы, есть опасность попасть в замкнутый круг. Еще один способ попасть в замкнутый круг — дать человеку совет: поступай так-то (это другой путь взять на себя чужую ответственность). Но можно давать советы по-разному. Благоразумный пастырь скорее всего использует «мягкий», косвенный способ. Например, скажет: — Я знаю одного очень талантливого человека, который в этой ситуации поступил так-то. Но я не уверен, насколько это может подойти тебе. В таком случае совет не навязывается, а предлагается, у человека остается выбор. Обязательным условием пастырской помощи является создание устного или письменного договора. Сюда входит определение работы, которую вы берете на себя, и работы, которую оставляете вашему подопечному. Необходимо четко объяснить, что только вместе можно достичь положительного результата. Еще Гиппократ говорил: "Нас трое: врач, пациент и болезнь. На чьей вы, пациент, стороне, тот и побеждает". Если же ВСТРЕЧА с пастырем, искренне желающим вывести человека из бездны наркотического ада при помощи содействующей благодати Божией все же произойдет, священник сможет передать больному христианское восприятие мира, зажжет в нем веру во Христа, надежду на Того, Кто действительно сможет помочь ему. Он обретет себя, после чего жизнь станет восприниматься в совершенно иной перспективе. Если, благодаря усилиям мудрого и доброго пастыря, человек найдет смелость поставить себя перед лицом своей совести и Бога, то может начаться процесс его духовного возрождения, может начаться молитвенное общение, восстановится личная связь человека со своим Творцом, а это — гораздо важнее, чем бросить колоться. Задача пастыря сводится к тому, чтобы посредством движения к более высоким ценностям, создать у наркомана безразличное отношение к наркотикам, показать ему опыт иной жизни, жизни с Богом.
|