Оценка рылеевских «Дум» Пушкиным
Пушкин сурово отнесся к «Думам» Рылеева. Пушкин судил о «Думах» так строго, потому что более глубоко понимал историзм и народность литературы, чем Рылеев. Вот отрывок из письма Пушкина Рылееву, май 1825 года: «Что сказать тебе о «Думах»?... все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест. Описание места действия, речь героя и – нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен (исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант)». Из письма Вяземскому, май 1825: «Думы» дрянь, и название сие происходит от немецкого dumn (глупый), а не от польского, как казалось бы с первого взгляда». «Думы» не имеют сюжетного строения и представляют своего рода серию исторических портретов. Они не отличаются единством «Думы» и в стилистическом отношении. В соответствии с тематикой и композицией, в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обильных «фигурах» поэтического синтаксиса (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению ораторский стиль. Но в некоторых «Думах» (например, «Иван Сусанин») заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль «Дум» бытовой лексики.
Для начала скажу, какие произведения следует упоминать в связи с данной темой. Лирика:
Кирпичи: «Евгений Онегин» ( 1823-1833) «Пиковая дама» (1831)
Тема Наполеона, также как и личность Наполеона, глубоко волновали Пушкина на протяжении всего его творческого пути. Наполеон в художественном сознании Пушкина – масштабная фигура. При этом отношение к этой теме у него менялось на разных творческих этапах. В петербургский период свобода для Пушкина – высшее человеческое благо. Это свобода от тиранической власти, но и от бездумной толпы (народа). Свободу Пушкин понимает в высшем философском значении, основываясь на высоких нравственных принципах. Тот, кто покушается на свободу, страшный преступник. В оде «Вольность» (1817) Пушкин развивает просветительские идеи, суть которых в том, что превыше всего Закон, и ни народ, ни цари не должны главенствовать над ним. Только тогда будет «вольность и покой». Наполеон – злодей, потому что нарушил закон, хотя бы он и имел благие намерения в начале своего пути. Свобода не достигается революцией и казнями, и поэтому Наполеон – преступник. Восходит к смерти Людовик В виду кровавого потомства, Главой развенчанной приник К кровавой плахе Вероломства. Молчит Закон – народ молчит, Падет преступная секира… И се – злодейская порфира
|