Там угасал Наполеон
Наконец, в зрелые годы Пушкин рассматривает тему Наполеона в философском плане. Смысл «Героя» (1830) – идея гуманности как мерила исторической личности. Не всякое движение истории ценно, а только то, которое основано на человечности. В стихотворении «Герой»эпиграф не случайно «Что есть истина». Поэт и его друг спорят об истинности легенды о том, посещал ли Бонапарт чумной госпиталь во время египетского похода. Дело в том, что в мемуарах секретаря Наполеона было написано, что эта история ложь. Впоследствии выяснилось, что мемуары были подложными. Друг поэта стремится к исторической правде: Мечты поэта – Историк строгий гонит вас! Увы! Его раздался глас, - И где ж очарованье света? Поэт же, для которого Наполеон – настоящий герой («Сей ратник, вольностью венчанный»), несущий в мир вольность народам, легенда дороже всякой исторической правды, так как она возвышает образ героя и, соответственно, пробуждает добрые чувства в других людях. Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман… Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран! По сравнению с ранним творчеством, позиция Пушкина совершенно изменяется. Если в начале творческого пути Пушкин воспринимал Наполеона как тирана и губителя свободы, то в 30-е годы он оправдывает Бонапарта, даже отступая от исторической действительности. Стихотворение «Герой», написанное во время Болдинской осени, тесно связано с происходящими в то время в Москве событиями. Николай I приехал в Москву, в которой в то время была эпидемия холеры. П одобрял этот поступок царя и, радуясь его человечности, надеялся на прощение ссыльных декабристов в ближайшем будущем. Пушкин очень просил опубликовать это стихотворение без его подписи, чтобы не вызвать подозрения в лести. В «Пиковой даме» (1831)основная тема – тема Наполеона. Прежде всего, это касается Германна, который являет собой наполеонический тип. Новый герой современности с наполеоническим характером. Черты Наполеона отличают как внешний, так и внутренний облик. По выражению Поля Томского (персонажа), «Этот Германн – лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». Второй раз Наполеона он напоминает Лизе: «Он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона». Германн – Наполеон и душой. Он хищник-стяжатель, имеет характер демонически-эгоистический. Он одержим страстью возвышения, для которой нужны деньги. Он расчетлив: «Расчет, умеренность и трудолюбие – вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Тем не менее, эти слова Германна – лишь рассуждения. Он хочет получить все или ничего, как человек страстный и стремящийся к обогащению. Поэтому он в погоне за мечтой идет к старухе, а не продолжает свое бедное, но честное существование. Герман, хотя он и страстный игрок в душе, не играет, не будучи уверенным в победе (этот герой относится к авантюрно-героическому архетипу, которому нужна только победа). Играть наобум, не зная, удастся ли выиграть – не по нем. Он хочет действовать наверняка, когда точно будет знать секрет беспроигрышной партии. Человек «сильных страстей и огненного воображения», Германн скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения богатства он готов на все: и увлечь молодую девушку, которую он на самом деле не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на убийство. Германн – предтеча Раскольникова, еще одного наполеонического характера. Как и его последователь, Германна за его преступление (обман и почти что убийство, см. кр. пересказ ПД) ждет страшное наказание – проигрыш, стоящий ему не только всего состояния, но и здравого ума. «Евгений Онегин» Пушкин потратил на написание романа почти 10 лет. Упоминания Наполеона не раз встречаются в романе. Так, во второй главе: Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны;
|