Многомерность структур
Под многомерностью принято понимать множество измерений, множество пластов целостного процесса. Формальная, или организованная, структура процесса — это та структура, которую мы планируем вместе с детьми. Я бы ее назвал технологией творчества. Она включает следующие составляющие: материально-техническая сторона — это и подготовка помещения к занятиям, и средства достижения цели. Если это живопись, то нужны хорошая бумага, краски, кисти, баночки с водой, уголь, картон для палитры и др.; пространственно-временные факторы, которые требуют заранее знать, за какое время и чему воспитатель научит детей, на каком пространстве будет проходить обучение, сохранится ли приобретенный навык в других пространственных условиях; основные методы, средства и приемы педагогической деятельности, скажем, игра, синтез искусств, культур и наук, диалог, дискуссия, рефлексия; набор видов деятельности, в которых должен проявить свои данные ребенок. Например, выразить в красках и в звуках свое настроение; разработать сюжеты картин или театральных постановок, импровизаций; проанализировать художественные произведения (музыкальные, литературные, живописные) и т. п. Но, кроме того, очень важно научить ребенка убирать помещение, содержать в чистоте и порядке рабочее место. Кроме этой организованной структуры существует еще и вторая, неформальная, не управляемая в чем-то деятельность ребенка — это когда он остается наедине с собой или в кругу сверстников, когда он оказывается без присмотра со стороны взрослых. Надо ли говорить о том, что ребенок может совершенно по-разному проявляться в этих двух структурах. В первой — быть мягким и исполнительным, а во второй — агрессивным, безнравственным, жестоким. Существует еще и особый, скрытый, я бы сказал, подсознательный, неформальный мир воспитателя. Я убежден: скрытый мир педагога или родителя воздействует на ребенка больше, чем открытый и хорошо организованный. Если в нас бурлит злоба, она непременно будет осваиваться и ребенком. Если мы склонны говорить неправду — будет лгать и ребенок. Если мы лицемерны — будут расти лицемерами и наши дети. Если мы способны присвоить чужую вещь (неважно какую: книжку, авторучку, пилочку для ногтей, тарелку) — будет приобщен к вороству и ребенок... Если мы энергичны, наша энергия будет предметом подражания и для ребенка. Если мы ищем творческие решения и постоянно избегаем банальных, то и наш питомец будет следовать за нами в выборе творческих начал. Все названные условия педагогического творчества неразрывно связаны.
|