Эмоциональный настрой
Я занимаюсь с крошками трех-пяти лет. Они увлечены живописью, музыкой, хореографией, историей искусств, театром, философией. В этом многообразии интересов рождается личностная неповторимость, через освоение технологии дети формируют свою индивидуальность и мировоззренческую определенность. А начинается все так: «В некотором царстве, в некотором государстве, где цены были очень высокие, жила-была простая волшебная кисточка...». И каждый ребенок ощущает ее волшебство, трогая колонковое острие ладонью, щекой, губами. А потом наблюдает, как принцесса-кисть отправляется в загадочные владения, которые зовутся палитрой. Вместе сочиняем тут же про каждую красочку: «Я кадмий, кадмий желтый, я солнца светлый луч...». Мой поэтический всплеск обращается к Набокову: «синее синего синей, почти не уступая в сини воспоминанию о ней!». Это магическая формула поэта. Я сто раз повторяю ее с детьми, они понимают, чувствуют. Это ключ к высшему. Цвет нельзя рассказать. Цвет можно только воспламенить в душе. Помочь представить. Но это не каждому дано. А лишь тем, в ком есть дар гуманитарной культуры. Эйдетизм — образная память, сохраняющая в себе яркие цветовые образы. Эйдетические упражнения — распахнутое окно в озонную гуманитарность. — Дети, закройте глазки. Представьте себе звучание небесной тишины: ультрамарин, кобальт синий, розовый, целериум. А рядом кадмий, киноварь, краплак... Лжегуманитарность, как и бездумная технология, игнорирует созерцательно-интеллектуальный эйдетизм. Между тем любая гуманитарность, как и любой истинный талант, начинается с прелести созерцания, с таинственного волнения. Этого волнения ничем не заменить. Одухотворенная технология ищет тропинки к детским сердцам, к ликующим эстетическим родничкам. Попробуйте поднести тюбик к свету, настройте детей на ожидание чуда: сейчас, извиваясь, выскочит волшебная нить берлинской лазури или сверкающего изумруда. Странно устроены не только детские глазки, но и глаза взрослых. Не всякий способен ощутить красоту цвета. Не каждого будоражит цветовое пятно. Ликующему созерцанию надо не просто учить, может быть, даже учить невозможно, ребенка необходимо эмоционально приближать к красоте. Планетарный дух технологии Детская ладошка — это гармония природной красоты: чего стоят прозрачные пальчики! Кисточка — продолжение руки, она должна быть так же любима, как собственные пальчики. Мы все рисуем солнце, и нас волнует ритм языка, потому и сочиняем, поем. Ищем вместе чистоту тона, блика, колорита. Вот строка Пушкина: «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник». Особое чутье цвета, перелива, полутонов. Литература как гуманитарное образование не может быть бесцветной. Вместе с ребятами размышляем над иллюстрацией к Набокову — огромная кадмиево-желтая бабочка на голубом фоне бескрайних просторов. А как поэт радовался краскам: Березы, флигельный балкончик, все в пятнах солнца. Обмакну и заверну погуще кончик в оранжевую желтизну... Какие краски засверкали, какая радость расцвела! Краски и цвет — не только душа гуманитарного образования. Это своеобразное мировоззрение, полнота мироощущений. В восточной школе, рассказывает «магическая дама» Блаватская, для обозначения Семи Иерархий творческих Сил существовало или культивировалось «колесо» семи цветов, которые назывались Ангелами, Строителями, Планетарными духами и т. п. Гуманитарное образование без этой космогонической гармонии ничто. Как научить ребенка различать прекрасное в каждом свойстве планетарного духа? Как через технологические решения приходить к одухотворению повседневности?! Мы проигрываем циклы восторженных ситуаций с семи-цветием планетарных сил. Добиваемся, чтобы сердце трепетало от ожидания столкновения с цветовым ангелом. Иной раз я просто кричу: «Смотрите же, как таинственно красиво!». А потом двадцать раз повторяю: «Божественная голу- бизна!» или «Как же усилить эту фиолетовую грусть?!». А потом вместе с детьми огорчаюсь: «Почему пожухла прежняя сочность? Куда подевалась блистательная аура? Как избежать пожухлости? Как возвратить сияние?». Кто сказал, что детям недоступна высшая красота божественного света? Современный ребенок, особенно в нашей стране (Оскар Уайльд, этот великий мастер цветового волшебства, заметил, что Христос грядет именно в несчастную заснеженную Россию), приготовлен к восприятию высшей гуманитарной красоты. Поэтому я так настойчиво блуждаю по тропам, соединяющим музыку, литературу, философию, живопись.
|