Глава четвертая Технология духовного развития
Любой человек нуждается в опробовании своих сил. Ни один человек в глубине своей души не согласен с тем, что он бездарен. Идея Бога в наших душах крайне притягательна: она захватывает и дебила-уголовника, и малограмотного тунеядца, а уж что касается обычных нормальных людей, то им эта идея — подарок! Научите детей любить каждый кусочек, каждый сантиметр бумаги, на котором они рисуют, каждый волосок кисточки, каждую капельку водички, которой они пользуются во время рисования, научитесь любить то, что рисуют дети: и солнце, напоминающее зверюгу, и солнце, смахивающее на воздушную астру, и солнце, похожее на увядший подсолнух. Научитесь радоваться тому, что ребенок изобразил какими-то необычно фантастическими пятнами животных, дома, деревья, облака, маму, бабушку. Передайте ребенку свою радость, свое восхищение. Он нуждается в двух вещах: в высоких ваших оценках и в высокой самооценке. Высокая самооценка плюс высокая оценка окружающих — исходные веры в свои творческие силы. При этом очень важную роль должна играть импровизация. Как и все динамические средства, импровизация может идти со знаком «плюс» и со знаком «минус». Негативность импровизации проявляется тогда, когда она проходит вдали от троп культуры, когда она превращается либо в балаган, либо в невежественно-буйную игру низменных страстей. Ввести импровизацию в культурно-творческое русло — значит подготовить творческое проявление личности, обогатить ее духовно. Когда мы говорим о том, что в творчестве необходим иррациональный процесс, мы вовсе не отвергаем то, что свойственно чистой рациональности со всем необходимым набором знаний, умений, навыков. Мы, напротив, считаем, что богатство интуитивных ходов нередко определяется богатством рациональных способов решения тех или иных практических задач, но эти"способы лишь служат средством для выявления глубинных подсознательных сил личности, которые обретают свою новую смысловую сущность. Иногда задаешься вопросами: «Какова природа феномена Ван Гога, который нигде не учился, а стал великим художником?» или: «Каким же образом родилось дарование Есенина, который не прошел своих лицеев?» или: «А как крестьяне без нотной грамоты учили детей играть на гуслях, балалайках, гармониках?», или: «Объясните феномен шестилетнего Алеши Панова, слепого мальчика, который в четыре руки с Эмилем Гилельсом (пластинка) играл концерт Рахманинова. Как мальчик освоил этот сложный музыкальный язык? Каким образом его пальчики находили нужную ноту и успевали за виртуозными движениями блистательного исполнителя?» У нас проходила импровизированная игра с этим шестилетним мальчиком. Я задавал вопросы — он отвечал мне музыкальными фразами, я изображал различных зверей — он отвечал мне отрывками из классических произведений.
|