Вкус к совершенству
Общечеловеческая культура создала максимы о любви, которые мы сгруппировали в данный далеко не полный перечень. В основу этих заповедей легли пятнадцать заветов апостола Павла. Наша задача — осмыслить их применительно к семейному и общественному воспитанию детей. Я исхожу из такой логики: если Бог внутри нас, а не только вне, то мы должны, во-первых, знать об этом, а во-вторых, дать выход тому божественно прекрасному, которое заключено в наших душах, в наших сердцах. Я помню, как проводил в одной из школ Подмосковья семинар с рядовыми педагогами, которые на вопросы: «Ощущаете ли вы в себе талант?» или «Были ли у вас проблески гениальности?» — отвечали утвердительно в своем большинстве. Об этом написана большая статья очевидца — журналиста Олега Матятина. Но однажды он спросил: «А что ты знаешь, кроме критики авторитаризма?». Я ответил: «Критика авторитаризма — это вся моя жизнь, благодаря этой критике я пришел к божественной любви, которая так близка была, скажем, Рафаэлю и Пушкину, Достоевскому и Ильину». Вопрос зала: — У меня создалось впечатление, что вы в своем эксперименте делаете ставку на учительский талант, на его неукротимую способность к творчеству. Но взглянем в глаза реальности: а много ли таких учителей и воспитателей в рядовой школе, в обычном детском саду? По вашим наблюдениям, сколько процентов в рядовом педагогическом коллективе? — Отвечу. Только не в процентах. Грешно талант высчитывать в процентах. Во-первых, согласимся, что талант — это труд. В любой области деятельности. А в школе особенно. Теперь обратимся к реальности. Позвольте вас спросить, а вы считаете себя талантом? Секундное замешательство и дерзкое, убежденное: — Конечно. Восторженный смех зала. — А у вас были на уроках проблески гениальности? — Были, — смущаясь, отвечает учительница. И ее ответ тонет в добром смехе присутствующих. — Вот видите. Я спрошу еще десятерых, и бесталанных не окажется. Это явление — одна из редких радостей в современной школе. Прежде талантов было мало. Боялись сказать учителю, что он талантлив. А почему? Директор, завуч, инспектор ровно в один голос твердили: да не нужны нам таланты и гении. Нам нужно, чтобы учитель добросовестно работал, чтобы он исполнительным был, чтобы делом был занят, а не витал в облаках, потому что талантливая работа — это где-то, а не в школе. И по-своему школьный бюрократ был прав: талант — это всегда отклонение от нормы расписанных методик и инструкций, цель которых — создать прямую линию. А талант — это поиск, это зигзаги, броуновское движение. И наконец, талант — это собственная душа, это не принятая в качестве догмы какая-то идеология, развивающая, проблемная или еще какая, а собственный мир, где высшее «во мне». И должно любить то, что «во мне». Это — прежде всего, это — главное. Я с вами говорю и вижу: у вас глаза светятся, вы увлечены возможностью участвовать в интересной работе, о которой, уверен, каждый из вас так или иначе и сам не раз думал. У вас есть святое, проявившееся в семье, в классе с детьми... Но это должно вспыхнуть, получить волю, простор, поддержку. И талант состоится, и работа пойдет. Талант должен быть востребован. Это относится и ко взрослым, и к детям. Должен в коллективе появиться человек, который провозгласит истинную педагогическую справедливость: талант в каждом! «Надо воспитывать на высоком! Надо формировать вкус к совершенству, вкус к лучшему», — говорил замечательный русский философ И. А. Ильин.
|