Некоторые рекомендации
Попробуем обозначить те ошибки, которые всегда есть в деятельности педагога, каким бы он талантливым ни был. 1. Нельзя овзрослять способы общения, когда материал подается детям в формах, не свойственных их восприятию. 2. Недопустим прямой нажим на детскую психику: надо идти за развитием самой детской природы, а не за соблюдением педагогических стандартов, методик, приемов. Дети имеют право на разрушение методики. Даже если один ребенок не принимает того или иного сюжета игры, надо, по крайней мере, задуматься над тем, а не изменить ли в корне существо занятий, не переключиться ли на другие способы общения, фабулы, приемы. 3. Нельзя злоупотреблять способами абстрагирования. Абстракции тогда хороши, когда они опираются на конкретные образы, вытекают из эмпирического опыта и материала. Самая главная опасность — когда фантазия, воображение и импровизация слишком очевидно подчинены педагогическим целям. «Фантазия бесценна, когда она бесцельна», — верно отмечал Набоков. 4. Ни в коем случае не превращать ребенка в объект исследований, в инструмент для проведения тех или иных опытов. Ребенок — субъект воспитательного процесса. Он — творец отношений. Он — главное условие педагогической целостности. 5. Самое сложное для играющего педагога — подделка, фальшивость игры. Ребенок может принимать фальшивую игру, может при этом хохотать до упаду, любить «процесс», но его подсознание будет при этом смертельно ранено, заражено пошлостью, которая легко становится потребностью. 6. Чтобы воспитывать аристократизм духа, необходимо решительно и постоянно отвергать пошлость в любых ее проявлениях. Пошлость — наркотик. Пошлость сладостна, упоительна, привязчива, как дурной мотивчик шлягера. Пошлость — это легкие победы, это снижение уровня, снижение контроля за качеством общения. Пошлость складывается из банального употребления слов, методов, из тирании догм. 7. В борьбе с пошлостью необходима бескомпромиссная педагогическая строгость, которая, как правило, бывает приятна детям. Строгость не есть авторитарность. В балете, спорте тренер и хореограф отнюдь не авторитаристы, хотя предъявляют, казалось бы, деспотические требования. Их питомцы охотно подчиняются руководителю и ролевым предписаниям, поскольку видят путь к конечной цели. 8. Любовь и свобода — это всегда ответственность, всегда смиренномудрие и готовность к самоотречению. Детский героизм— одно из неизведанных человеческих качеств. Он основывается на самореализации личности средствами общечеловеческой культуры, средствами высших ценностей. 9. Величайший педагогический грех состоит в подавлении свободы, в принижении любви, в различных способах авторитарного воспитания.
|