Божественные искры
В каждом ребенке и в каждом человеке есть свой уникальный талант, разных масштабов, разумеется. Без искусства глохнет педагогическая нива, ибо истинно творческое (метод, прием, средство) рождается сначала в голове одного человека, потом осваивается в единичном опыте, который заимствуется последователями, а затем иногда переходит во всеобщую практику, нередко в искаженном виде. Всю жизнь я подмечал, как в любом учительствующем человеке вспыхивают божественные искры подлинного мастерства, и, работая директором школы или завучем или заведуя кафедрой, или руководя семинарами, скажем, московских директоров школ, поддерживал эти искры, оберегал их от случайных невзгод — получалось сначала слабое горение, а затем огонь разгорался. С точки зрения ставших столь привлекательными в наши дни восточных культур огонь и есть творчество, и есть настоящая жизнь. Только духовный огонь создает энергию продвижения, порождает потоки талантливых побуждений. Педагоги отвечали на вопросы: 1. Верю я в свой талант? 2. Обладаю я выдающимися способностями? 3. Было ли у меня озарение? 4. Ощущал ли я в себе проблески гениальности? Десять лет назад на такого рода вопросы 90 из 100 человек отвечали отрицательно. Сегодня — наоборот: «Да, мы талантливы, обладаем выдающимися способностями, нам доступно озарение» и т. д. Здесь нет переоценки. Слава Богу, люди начинают верить в себя, в свои возможности. А каким образом ребенок чувствует нужное гениально скроенное слово или звук, или цвет — загадка. Чудо детской души. Нужно войти в детский внутренний храм и оттуда выйти с разгадкой детской феноменальности. Чтобы совме- стно творить. Чтобы удивить. Чтобы размышлять над тем, почему в первые 5 лет ребенок способен создать шедевры, а вся последующая жизнь (авторитарно-раздражительная семья, сад, школа, карающее и обкрадывающее производство, государство) должна убить великие творческие, от Бога данные начала! А нет ли связи между социальными катастрофами, экологическими бедами и вспышкой детской талантливости? Собственного аналитического материала по этим проблемам у меня было предостаточно, и я рассуждал так: — Почти все социально-культурные катастрофы сопровождались двумя тенденциями: безумством агрессивно-извращенных сил и безудержным вселенским взлетом человеческого духа. Как и сегодня, две тысячи лет тому назад «рынок» был ругательным словцом, армяне воевали с парфянами, свирепствовал антисемитизм, ждали конца света, прихода Мессии, голода, нищеты и бесконечно кровавых войн. Как и сегодня, росли гениальные дети, которые могли стать либо тиранами — Нерон, либо пророками — апостол Павел. Я сравнивал детей Возрождения — Савонарола, впоследствии повлиявший на весь Ренессанс {Рафаэль, Боттичелли, Микеланджело), сравнивал, как рождалась гениальность, как она развивалась в дни смут, войн, зловещих костров, на которых папа Александр VI сжигал инакомыслящих. Заметьте, во все кризисные времена истории утверждался девиз, который особенно ярко прозвучал в годы наполеоновских войн: «Дорогу талантам!». Эту сторону феноменальных вспЛесков я раскрываю детям и взрослым на примерах русской истории. Становится понятным, каким образом два простолюдина — Никон и Аввакум Петров — всколыхнули страну, определив дальнейшие судьбы российской неординарной заветности. Я вижу Алексея Михайловича, русского царя, и его противницу боярыню Морозову — возможно, самую удивительную женщину во всей истории нашего Отечества, изображенную замечательным художником Василием Ивановичем Суриковым. Вижу в срубах горящих детей России, когда, протестуя против не- праведности, люди селениями сжигали себя. Петр I, узнав, что свыше 20000 человек лишили себя жизни, издал указ, запрещающий самосожжение, — неслыханное в мировой истории! Россия — страна крайностей. Рядом с гением гордыни соседствует гений пророческий. Рядом с Чернышевским и Белявским — Достоевский и Лесков, рядом с Ильиным и Бердяевым — Ленин и Горький. «Россия будущего всегда жила в мальчиках, только что вышедших из детства, но сумевших вобрать в себя и общечеловеческую науку, и чисто народную Русь». Эти слова Герцена настоятельно свидетельствуют: пришел черед раскрывать детскую и педагогическую талантливость, гениальность. Ибо в этом и только в этом спасение от грядущих бед!
|