Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Важнейший фактор педагогического искусства





А. С. Макаренко говорил о том, что надо уметь обратиться к детям так, чтобы они почувствовали «вашу волю, вашу педагогическую культуру». Любопытное единение — воля и культура! И тем не менее смысл понятен и очевиден.

У современных психотерапевтов есть такие метафоры: «сорваться с цепи» (А. Маслоу) или «соскочить с крючка» (К. Свит). Подсчитано: 50 процентов учащихся усваивают преподносимый им материал за счет мощи и выразительности голоса педагога, более 30 процентовза счет мимики и пантомимики и только 7—10 процентовза счет развернутого содержания программы или темы занятия.

Я знаю: в занятиях со студентами и педагогами решающую роль играют энергетика и демонстративная готовность сорваться с цепи и увлечь за собой всех присутствующих. И дело, разумеется, не в громкости и не в грубом напоре, а в чем-то более высоком, цепляющем тончайшие струны сердца. Здесь работает принцип Б. Вышеславцева — воспитывать на высоком. Поэтому наши ученики — гении, о чем я говорил выше. Потрясающее признание Альберта Эйнштейна: «Я хочу знать мысли Бога, все остальное — детали» — высветило для меня тот путь, по которому я жажду пройти вместе со студентами и преподавателями, сидящими в зале. В душе набатно гремит могучий голос Николая Бердяева: «Я всегда шел, ориентируясь на высшие ценности, а не на рассудочный здравый смысл». И утверждения Иммануила Канта: «Трансцендентность не знает никаких пограничных столбов и демаркаций!». И заверения Райха, Лоуэна, Маслоу: «Трансцендентность — это слияние с Богом. Без нравственно-высшего невозможно приобщить к творчеству». Я не тороплюсь поджигать бикфордов шнур моего педагогического натиска. Я иду, будто по тонкому льду, точно боясь оступиться или спугнуть волшебную птицу, мелькающую в зарослях моих откровений и дразнящую меня своим уютным клювиком. Игровую технику полагаю суррогатом, ибо считаю: только искреннее волнение может всколыхнуть души сидящих передо мной.

Бикфордов шнур, соединяющий голос оратора и души слушателей, зажигается, и нет отступлений, и остается ждать ответных взрывных, а возможно, совсем неприметных, тихих реакций. Рассказывая о философии или литературе, или драматургии, важно подать самое интересное, все подаваемые средства образования душевных вибраций развертывать

в духовно-личностном плане. Если рассказ о личностях, то непременно будут такие эпизоды, которые берут за душу, скажем, если пойдет разговор о поэтике Ф. М. Достоевского, то он предстанет за один день до предстоящей казни, а затем — само ожидание казни с помилованием и письмо брату о самом главном, что его мучило: как жить дальше? Как любить? А любить непременно надо! В этом весь смысл бытия...







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия