Ключевые слова
Когда мы говорим о вербальном кодировании личности, то даем только те редчайшие слова, которые скоро станут в психологии и психотерапии доминантными, которых нет во многих словарях мира, разве что в очень специальных. Эти слова вытесняют все дурное прошлое, всю «дурную повторяемость» (Гегель) и ведут к той истинной уникальности, которая живет в каждом. Первое слово — «паттерн» — повторяющийся, устойчивый элемент в человеческом мировоззрении, поведении, в стереотипно повторяющихся действиях ума и сердца, души и тела. Мы образуем в наших душах новые системы паттернов. Это принципиально новое отношение к себе, людям. Старые паттерны диктовали вам такой код: «Я не могу! Я не способен! У меня нет дарований и талантов!». А с этой минуты, с этого мгновения здесь и теперь, здесь и всегда будет неутомимо работать новый паттерн, новый вербальный код: «Я могу, раз другие это смогли! Если во мне живут божест- венные начала, а это и есть дарование, талант и высшие способности, — я дам им выход!». И я пишу новое слово, которого нет ни в одном словаре, — «аффирмация» — психологический прием, позволяющий передать подсознанию установку на положительные действия. В книге Вина Венгера и Ричарда Поу «Неужели я гений?» развернута такая вербальная кодировка: «Во мне живет Великая Сила, которая высвобождается, если левое и правое полушария работают в совершенной гармонии» {Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? - СПб., 1997. - С. 269—270). Апелляция к чувствам и разуму, к душе и телу у меня носит взрывной, бескомпромиссный и почти религиозный характер. Интересна аффирмация замечательной канадской учительницы и писательницы Лиз Бурбо: «Я — проявление божественного, я — Бог и я создаю все, что пожелаю; сознавая это, я ощущаю огромную внутреннюю силу и глубокий внутренний покой». И она же советует: «Помни: подсознание не понимает положительного или отрицательного смысла, оно понимает только образы». Мы подошли к одному из самых емких понятий, понятию образа, образного мышления, которое неразрывно связано с воображением; образность как конкретно-чувственная форма отражения действительности или познания мира является основой любого творчества в любой профессиональной деятельности. Роберт Дилтс, специалист по нейролингвическому программированию, исследователь проблем гениальности, образность, или способность к визуализации, считает главнейшим качеством любого гения. Действительно, Леонардо и Микеланджело, Моцарт и Рахманинов, Эдисон и Тесла, Вернадский и Докучаев, Пушкин и Лермонтов, Дисней и Эйнштейн, Тарковский и Шукшин — обладатели «умения видеть». Чем ярче сохраненные в памяти образ, свет, линия, сочетание и взаимопереходы световых рефлексов, бликов, оттенков, тем больше возможности для реализации задуманного замысла. Создавая образы, художники широко использова- ли метафоры и аналогии. Вспомните Моцарта, который постоянно проводил аналогию между созданием музыки и вкусным блюдом, в которое кладут аппетитные кусочки чего-то сладкого и необыкновенного. Эйнштейн использовал такие метафоры: слепой жук, ползущий по катящемуся мячику; человек в лифте, перемещающийся в пространстве благодаря какому-то мифическому существу. Леонардо применял аналогию Земли и человеческого тела, 3. Фрейд — символы сна и реальности. В подсознании каждого из нас живут невостребованные образы, мириады цветовых и световых оттенков, бездны вкусовых ощущений, красочных сюжетов, воображаемых сцен и ситуаций. Все это богатство человеческой души и составляет материал творческого воображения — основы развития высших способностей (гениальности, высших дарований, талантов). Рассказывая об индивидуально неповторимом видении образов мира, можно вспомнить Ван Гога, Рембранта, Боннара, Борисова-Мусатова, Чюрлениса, творческие работы художников-примитивистов и другие интересные произведения. В заключение вкратце раскроем те понятия и категории, которые характеризуют сущность и направленность педагогического искусства как педагогики высших ценностей. — Патриотизм — глубинное интимно-творческое чувство ЛЮБВИ К РОДИНЕ, К ЕЕ ДУХОВНОМУ БОГАТСТВУ, КУЛЬТУРЕ, К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ И ЦЕННОСТЯМ, К НАРОДУ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПРИОРИТАМ. Деятельностный характер любви к Родине выражается в подвижничестве личности, в ее готовности утверждать и защищать духовные ценности своего народа любыми приемлемыми средствами. - Педагогика ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ - методологические, теоретические и духовно-творческие основы становления духовно-правовой личности. (Наиболее полно разработаны мыслителями «серебряного» Ренессанса России.) — Приоритетные духовные ценности отечественной культуры — любовь, свобода, право, созидание, духовно-правовая личность. — МЕССИАНСКИЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ - высшее ПРИЗВАНИЕ дать миру приемлемые духовно-творческие ориентиры создания и развития образовательных и воспитательных систем. — МЕССИАНИЗМ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ - ВЕРА В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ своей страны, своего народа, НАДЕЖДА и УПОВАНИЕ НА ТОРЖЕСТВО ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ - ЛЮБВИ, СВОБОДЫ, СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ПРАВА И СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА. МЕССИОНИЗМ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ подтверждается НЕСТЕРПИМОЙ ЖАЖДОЙ миллионов молодых людей РОССИИ утверждать ВЫСШИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, «чего бы это ни стоило: позора, унижения и даже смерти» (К. Д. Ушинский). — ДУХОВНОСТЬ — СИЛА интеллектуально-эстетических, нравственно-волевых и физических данных личности. — ПРАВО — совокупность общеобязательных правил в целях утверждения духовных начал в обществе, в душах людских. Право как мера свободы, любви, созидания — одно из важнейших средств создания правового демократического государства, гарантирующего разностороннее развитие личности. — ПРАВОВАЯ ЛИЧНОСТЬ — личность, сознающая свои права и выполняющая свои обязанности перед самим собой, обществом, семьей, государством. — ДУХОВНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - главнейшее условие создания, развития и обогащения правового демократического государства, где две силы — ЗАКОНА И ДУХА — объединяются третьей силой — ПОДВИЖНИЧЕСТВОМ, ПОМНОЖЕННЫМ НА САМООТРЕЧЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО И СОЗИДАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БЛАГО РОДИНЫ, где правовое государство гарантирует полную самореализацию личности. — ВЕРА — не просто убежденность в чем-либо, но и ЗНАНИЕ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА, основывается на предшествующем опыте сознания, мышления, творчества. Вера есть фундамент познания, творчества. — ИНТУИЦИЯ, ИЛИ СОЗЕРЦАНИЕ, - не есть «побочный продукт» познавательной деятельности (К. Маркс), а есть первая ступень познания, есть ЖИВОЕ ПОГРУЖЕНИЕ в глубины СОЗНАНИЯ, есть «акт самоотречения от рассудка во имя универсального РАЗУМА, есть БЛАГОДАТЬ ЧУВСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА» (К Бердяев). — СПОСОБНОСТЬ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ - один из основных компонентов образно-творческого познания мира, присущий стратегиям всех гениев. — Гениальность есть качество каждого. Это особая напряженность целостного духа человека, а не специальный дар. Это высшие человеческие способности (Н. Бердяев). — Талантлив каждый, но мера и сфера приложения разные. — Талант есть способность «сорваться с цепи» (Маслоу), есть способность ставить и решать сверхзадачи. — СВЕРХЗАДАЧИ — умение дерзновенно выдвигать, разрабатывать и решать, казалось бы, явно завышенные задачи с учетом возможностей и своего общего и профессионального развития. Сверхзадачи являются главнейшим условием ускоренного развития дарований, полной самореализации личности. Трактовка системы категорий противостоит различным формам оккультизма, трансперсонализма, магиям, гипнотическим воздействиям.
|