Лирическое отступление. Духовный мир воспитателя решает многое
Как же замечательно выглядели воспитательницы Елена Ивановна и Людмила Николаевна, когда мы ранним весенним утром встречались где-нибудь на подходах к детскому саду! Сколько свежести и потаенного огня было в их лицах! От легкого морозца чуть горели щеки, и глаза были такие чистые и сверкающие, и весь женственный облик, подтянутость, манера держать сумки, едва заметная кокетливость приподнятого плеча (это у Елены Ивановна), и совсем мальчишеская манера у Людмилы Николаевны, точно она и не одергивает себя: все естественно, без напряжения... — Вы так смотрите? Что-то не так? — это Елена. — Любуюсь... И как же мгновенны переходы из состояния чисто педагогического в женское, обаятельно-женское. Одна из них, улыбаясь, произносит: — Какое утро! Я снова, наблюдая за ними, размышляю: сколь разные характеры. Людмила — сангвиник, этакая простота, раскованность. Елена — сама сдержанность, настороженность. Что-то ее мучает, должно быть, иначе с чего бы это в двадцать лет складка у переносицы. Она потихоньку входит в мир тех ценностей, которые я ввожу в наш нехитрый обиход. Кое-что оставляет себе. И это прекрасно. Только сделав их частью души, можно работать, понимая друг друга, идти к намеченным целям. Я интересуюсь, насколько ей интересно было выполнять домашнее задание. Легкий румянец пробежал по ее щеке. Она, точно извиняясь, сказала: — Никогда не думала, что так трудно и так интересно заниматься самоанализом. — Разве вы им раньше не занимались? — Занималась. Но это совсем другое. Что-то вроде стриптиза... — Клянусь сохранить тайну. Публиковать ваши признания буду только по вашему согласию... — Думаю, до этого не дойдет. Но, знаете, я впервые как-то основательно задумалась над своей человеческой и педагогической судьбой... Вечером я прочту записки Елены Ивановны. В уголочке стояла дата 24.04.93. «Я по своей природе человек спокойный, неторопливый. Все дела люблю делать спокойно, даже медленно, обожаю посидеть, ничего вроде бы не делая. У меня свой определенный темп и ритм жизни, как, впрочем, и у каждого человека. В то же время не приемлю праздного времяпровождения, постоянно нахожу себе занятия, но выполняю их в своем темпе. Жизнь же наша задает совсем другой темп, под который вольно или невольно приходится подстраиваться. Я должна в течение дня успеть побывать в нескольких местах, пообщаться со множеством людей. Надо перенастроиться с одного действия на другое. Для меня это важно, потому что я, занимаясь чем-то, целиком отдаюсь этому делу, полностью отключаясь от других. Если же этого не происходит, то не получается результата, не получается того, чего бы мне хотелось. Вот эту вынужденную необходимость быстро и часто переключаться с одного на другое я называю суетностью. Я думаю, что огромное количество людей страдает от этого. Ведь переключаться часто приходится на никому не нужные бытовые мелочи, которые отнимают время, силы от главного. Состояние, которое создается в результате суетности, я называю загнанностью. Это — когда ощущение, что ты ничего не успеваешь, не успеваешь погрузиться в глубь одной проблемы, а уже «на пятки наступает» что-то новое, когда задыхаешься от нехватки времени. А задыхаешься именно потому, что живешь не в своем темпоритме. Это — как в спорте: каждый, кто бежит на длинную дистанцию, должен соразмерять свои силы. Кто-то экономит свои силы, а на финише выкладывается, делает рывок; кому-то этот рывок нужен вначале. Если же сбиться со своего ритма, то можно сойти с дистанции. Возможно, я не умею регулировать и держать свой темпоритм, меня захватывает внешнее. Ведь недаром, когда делаешь все не спеша, то оно и быстрее получается. Я не считаю, что занижаю свой статус, хотя могут сказать, что часто испытываю неуверенность. Я считаю, что каждый человек способен на проблески талантливости в своей деятельности, это получается за счет индивидуальности каждого. Так, занимаясь эстетическим воспитанием, каждый вносит в занятия свое личностное понимание, отношение. В моей педагогической деятельности были удачные моменты. Например, тогда, когда у меня появилась мысль ввести импровизацию на инструменте. Перед занятием дети подошли к пианино, и каждый, мешая соседу, пытался сыграть что-то свое. Дети как бы открывали для себя инструмент, а я испытывала желание запретить им играть, закрыть крышку пианино. И тут же представила себе, как я это сделаю раз, другой, а чуть позже я же сама (или другой педагог) буду учить их играть на пианино с любовью, но уже будет поздно, потому что сама «убила» их порыв, их желание. Поэтому я решила дать каждому возможность выразить себя, пробуя играть на пианино. Еще я заметила, что удачные моменты получаются тогда, когда я «иду» за детьми, не подавляю инициативу, а направляю ее в нужное русло, притом это возникает внезапно. Иногда я себя начинаю ругать за подобное попустительство, но потом убеждаюсь, что напрасно. В одно из последних занятий я предложила детям изобразить персонажи, которые я буду играть. А Маша поломала все мои планы и сказала: «А я хочу быть шариком». И мы представили, что все мы воздушные шарики и кружимся под музыку, но вдруг раздается выстрел, и шарики, чтобы не лопнуть, прячутся. Удачный повод для того, чтобы объяснить одно из музыкальных понятий. Пока в подобных случаях мое чутье меня практически не обманывает. Меня угнетают какие-то бытовые мелочи, неустроенность жизни. Это создает невидимый шлейф, который все же мешает. Хотя обычно во время занятий я напрочь отключаюсь от внешнего мира, а помню только о том, чем в данный момент занимаюсь. Иногда мешает излишняя созерцательность. В это время моя внешняя оболочка вроде бы бодрствует и контролирует происходящее, на самом же деле я еще «сплю» и «просыпаюсь» только через какое-то время после занятий. А если все подытожить, то больше всего мешают загнанность, суетность, неумение быстро отключаться от внешнего, переключиться с запланированных обстоятельств на незапланированные». Это — опыт самоанализа. В таком целостном виде, возможно, человек еще не пытался увидеть себя. Увидеть — рассказать. А чтобы стать совершеннее, необходимо знать, с какой отметки начинать движение по восходящей.
|