Очеловечивание технологии
Важно, чтобы будущий художник с уважением относился к своему рабочему месту. Начинаю с того, что приучаю их любить палитру, столик, на котором они рисуют, баночку с водой, бумагу, картон, кисточку. Для каждого сделана палитра из картона, точнее, из картонных коробок, где края загнуты, — это предохраняет детей от отрицательных эмоций, ведь теперь, если потечет вода или растворенная краска, они не испачкают пол или столик. Бумагу мы аккуратно вырезаем и наклеиваем на картон, чтобы ребенок мог свободно работать кистью, не боясь, что бумага уползет или, намокнув, изогнется. Баночек с водой каждому нужно две: одна для холодных тонов, другая для теплых. А кисточек должно быть три: две широкие для теплых и холодных тонов и одна тоненькая для «отделочных» мелких работ: нарисовать глазки, листочки, пальчики, снежинки, цветочки и т. п. Наряду с коробкой гуаши для «отделочных работ» целесообразно дать детям какие-нибудь хорошие, качественные краски в тюбиках или в специальных баночках. На это стоит обратить внимание ребят. «А вот это наше настоящее сокровище. Это очень дорогая волшебная краска, яркая и тонко тертая, и ею можно уже в конце работы дорисовывать...». Дети будут ждать, когда закончится вся работа, а потом скажут: «А теперь дайте мне немножко волшебной краски». Возможны еще какие-нибудь другие технологические ходы. Например, я долго мучился над детским разорванным фрагментарным восприятием. Дети обычно рисуют небрежно. Намазюкал красками, саданул кистью, разлил водичку и сказал: «Надоело!». Эта небрежность довольно опасна, т. к. закрепляет в душе ребенка установку на разрушение, обратное творческому созиданию. Если преодолевается фрагментарность рисунка, если ребенку в процессе работы обыкновенное преподнести как необычайное, то создаются предпосылки для настоящего духовно-творческого развития. Я говорил детям: «А вот в этой баночке у меня воздух. Если на вашей картинке есть непро-крашенная бумага, то эти непрокрашенные места нужно за- полнить воздухом. Смотрите, как это делают художники. Ни одного местечка пустого, везде или предметы, или люди, или воздух...». И пусть каждый испробует действенность волшебного воздуха из этой баночки. И снова я здесь напоминаю, что воздух — очень тонкая и нежная штука, поэтому нужно с воздухом, т. е. сначала с кисточкой, обращаться очень осторожно, чтобы набирать на кисточку столько волшебства, чтобы ничего не потерять по дороге, а то Кащей Бессмертный подберет наш волшебный воздух и сделает из него какую-нибудь гадость.
|