Через детскость — к педагогическому таланту
Детскость — синоним творчества. Детскость нежна, капризна* непредсказуема, фантастична, чиста. Она и есть про- образ нравственно-высшего, прообраз гармонии и красоты. Детскость требует предельной бережности. Воспитательница, по образованию психолог, — руководитель детской группы, в которой проходил эксперимент. Она видит тоскливые начала в усвоенной методике, но преодолеть догматизм до конца не в состоянии. Помню, как однажды взглянул на план ее первого занятия (рассказать детям, затем нарисовать палочки, затем шарик вырезать и наклеить...), и мне стало не по себе. Я сказал: «Так нельзя!». — А как? — Я начну рассказывать сказку, а вы подключитесь. Вы будете феей, а затем я вас на время превращу в кошечку. Умеете изображать кошек? — Попробую... В ее глазах блеснула обида. — Если хотите стать второй Монтессори, надо сначала стать кошкой... Пушистой. С хвостиком... В шутках моих явно звучат ехидные нотки, и я понимаю, что должен показать ей, как надо работать, продемонстрировать реальный путь к детской душе. Если я не смогу этого сделать, все наши замыслы рухнут. Я напрягаю все свои силы, чтобы моя сказка увлекла не только детей, но и коллег — двух моих педагогов-экспериментаторов. Должен отметить, что я переборщил с ролью волшебника. Дети потребовали, чтобы я был злым волшебником, колдуном. И когда я изображал злого колдуна и, прикасаясь к детям, кричал, визжал, в их глазах рождался страх. Теперь я был уверен, что страх должна убрать добрая и прекрасная фея^ обращенная мною в пушистого котенка. Я не ошибся: фея справилась с этой трудной задачей и почувствовала, что игровые перевоплощения — ключ к детской душе и к развитию своего педагогического таланта. Многим кажется, что проявление педагогического дара — это нечто глобальное. Потому и не раскрывают своих способностей. То, как сыграла котенка Людмила Николаевна, — настоящая педагогическая поэзия. Вот как оценивает себя сама Людмила Николаевна, или фея Лю: «Когда я изображала кошку и неожиданно для себя предложила: «Погладьте ее, ребята», я даже не надеялась, что кто-то подойдет, а оказалось наоборот — они почти все сразу потянулись. Дети не просто протягивали руки, а входили в какой-то особый мир. Я увидела блеск в их глазах, ощутила нежность в прикосновениях, как гладят теплого пушистого котенка... Ну, а потом после небольшой паузы дети радостно переключились на живопись». Рождение педагогического таланта начинается с удачных, точнее — с удавшихся, небольших игровых форм общения с детьми. Эти пусть пока микроскопические удачи не могут быть до конца осознаны воспитателем. Здесь важна интуиция, которая выступает не только как угадывание правильности направления, но и как мера энергии личности. Генерирование энергии составляет силу, мощь духовности. Энергетический потенциал личности — основа ее развития.
|